1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Вера Фёдоровна Комиссаржевская


Вера Федоровна родилась в Петербурге 8 ноября (27 октября по старому стилю) 1864 года в семье русского артиста оперы (выступал на сцене Мариинского театра) и музыкального педагога Ф. П. Коммисаржевского.  До революции фамилия писалась как Коммиссаржевские.

В 1891 году в Санкт-Петербурге Комиссаржевская впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа в роли Зины (пьеса «Горящие письма» П. П. Гнедича). Затем начала принимать участие в спектаклях Общества искусства и литературы  в Москве, руководимого К. С. Станиславским.

Девочка росла в атмосфере любви к музыке и театру, с детства увлекалась домашними спектаклями. Вышла замуж за графа В. Л. Муравьева, брак с которым оказался неудачным и длился недолго. В 1888-1889 некоторое время брала уроки драматического искусства у Владимира Николаевича Давыдова.

В 1890 году, переехав в Москву, Вера Комиссаржевская принимала участие под псевдонимом Комина в вокальных вечерах и спектаклях оперно-драматического училища при Обществе искусства и литературы, одним из организаторов которого был ее отец. С осени 1893 начала профессиональную актерскую карьеру в Новочеркасске, следующие два сезона провела в Вильно, где снискала особую любовь публики. Выступления Веры Комиссаржевской летом 1894 в пригородах Петербурга привлекли внимание столичных театральных кругов, что вызвало приглашение на казенную сцену. 

В апреле 1896 состоялся первый выход Комиссаржевской на подмостки Александринского театра в одной из лучших ее ролей — Рози («Бой бабочек» немецкого писателя Германа Зудермана). В. Комиссаржевская принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью: одних разочаровали слабость физических средств актрисы, ее техническое несовершенство, отсутствие необходимой для инженю веселости и жизнерадостности,  другие были восхищены волнующей новизной ее игры, величайшим нервным напряжением и одухотворенностью. Она умела передавать зарождающиеся, неопределившиеся чувства и неотчетливые, порывистые стремления; ей были подвластны тревожно-смутные, зыбкие настроения.
http://i054.radikal.ru/1003/61/a186cee374e9.jpg
В страстных, глубоких героинях распахивалась натура Комиссаржевской — тонкая и чуткая, мятущаяся и неудовлетворенная, максималистская в своих этических требованиях. Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного, неуравновешенного искусства, которое она противопоставила художественно-упорядоченному мастерству создания образа, достигшему на александринской сцене почти совершенства. Ее творчество было остро современным, созвучным новым веяниям эпохи, нарождающимся художественным тенденциям.  Вера Комиссаржевская переиграла многие свои ставшие знаменитыми свои роли: Ларису и Варю («Бесприданница» и «Дикарка» А. Н. Островского), Нину Заречную («Чайка» А. П. Чехова, единственная «Чайка», которую всем сердцем принял автор), Наташу («Волшебная сказка» И. Н. Потапенко), Марикку («Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана). Кроме того, выступила в классических произведениях, как русских — Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), так и европейских — Маргарита («Фауст» Иоганна Вольфганга Гете), Дездемона («Отелло» Шекспира). 
http://blog.uole-museum.ru/wp-content/uploads/2010/02/Komis-1.jpg
Творческая натура актрисы  была  неудовлетворена  художественной атмосферой театра, она чувствовала  себя творчески чужой и одинокой, летом 1902 Вера Комиссаржевская покинула императорскую сцену.

Следующие два сезона Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Открывшийся осенью 1904 в помещении петербургского Пассажа Драматический театр, стал впоследствии новым театром - театром Комиссаржевской. 

Комиссаржевская косвенно участвовала и в революционном движении. На деньги, вырученные от ее благотворительного выступления, было закуплено оборудование для нелегальной бакинской типографии "Нина", в которой с 1901 по 1906 годы печатались брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий.
В начале сезона 1906-1907 годов одновременно с переездом в новое помещение в театре грянули перемены, связанные с приглашением в качестве режиссера В. Э. Мейерхольда. Осуществленные им эксперименты в области символистского театра («Гедда Габлер» Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Жизнь человека» Л. Н. Андреева) увлекли актрису, одержимую поиском путей освобождения сценического искусства от внешнего быта ради проникновения в духовную сущность. Но спустя год наступило разочарование, приведшее к конфликту и разрыву. 
Вся жизнь Веры Комиссаржевской была полна напряженных художественных и нравственных исканий.
Весной 1908 Вера Комиссаржевская совершила гастрольную поездку в Америку. Несмотря на успех этих гастролей, актрису не покидают сомнения, неудовлетворенность, доходящая до отчаяния. 8 февраля 1909 Комиссаржевская, в последний раз выступив перед петербургской публикой, отправилась в длительное турне по России. 10 ноября в письме из Ташкента, обращенном к труппе, объявила о своем уходе из театра. Там же заразилась черной оспой, ставшей причиной ее смерти. Она скончалась 23 февраля 1910 года и была похоронена на Тихвинском кладбище в Петербурге.

Творчеству Веры Фёдоровны посвящён фильм «Я — актриса», снятый в 1980 году  режиссёром  Виктором  Соколовым.
В память Комиссаржевской
http://www.runivers.ru/images/date/2009_september/28/k_428.jpg


http://4.bp.blogspot.com/_vYPIDwOMhm4/Swr-44ykQKI/AAAAAAAAcWU/5B_AVVuju2I/s1600/09-11-082.jpghttp://fotoshrader.ru/wp-content/gallery/izvestnye-lyudi-rossii/fkomissarzhevskaya-s-rozoj.jpg
 
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment