1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Борис Андреевич Бабочкин



Борис Бабочкин (Boris Babochkin)

18 января 1904, Саратов - 17 июля 1975, Москва.

Русский актер, режиссер, педагог.
Народный артист СССР (1963)
Лауреат Государственных премий СССР (1941 г., за участие в фильме "Чапаев", 1951 г., за участие в фильме "Великая сила", 1977 г., за участие в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли").
Герой Социалистического труда (1974), лауреат
Государственных премий (1941, 1951, 1977).


                              Пройдя подготовку в саратовской драматической студии под руководством А.Канина, в августе 1920 года уезжает в Москву и поступает сразу в две театральные школы — к Михаилу Чехову и в студию "Молодые мастера" к И.Певцову, но вскоре покидает Чехова: "Им можно было восхищаться, но учиться у него нельзя было".
Летом 1921 года в числе "молодых мастеров" во главе с Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска. Здесь же играл его старший брат, талантливый актер Виталий Бабочкин, вскоре умерший от тифа. Вернувшись в Москву, Бабочкин ненадолго поступает в драматический театр под руководством В.Сахновского. Затем уезжает на периферию, играет в театрах Могилева, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека (за пять лет — более двухсот ролей), а также недолго служит в театре МГСПС (ввод в спектакль "Шторм", 1925, В.Билль-Белоцерковского на роль Братишки, режиссер Е.Любимов-Ланской).

                               С 1927 года Борис Бабочкин в Ленинграде (театр Сатиры, театр Народного дома) — роль Сысоева в "Первой Конной" В.Вишневского (режиссер А.Дикий, 1930); в 1931 году переходит в Ленинградский государственный академический театр драмы имени Пушкина, где занят во многих спектаклях классического и современного репертуара: Чацкий в "Горе от ума" А.Грибоедова (режиссер Н.Петров, 1932), Кастальский в "Страхе" А.Афиногенова (режиссер Н.Петров, 1931), Самозванец в "Борисе Годунове" А.Пушкина (режиссер Б.Сушкевич, 1934), Алексей в "Петре I" А.Н.Толстого (режиссер Б.Сушкевич, 1935), Хлестаков в "Ревизоре" Н.Гоголя (режиссер Б.Сушкевич, 1936) и др. Здесь же (на Малой сцене) состоялась его первая режиссерская работа — "Нора" Г.Ибсена (1936).

В 1936 году по приглашению А.Дикого переходит в БДТ. После ареста последнего в 1937 году был назначен художественным руководителем театра. Заметными событиями тех лет стали режиссерские работы Бабочкина: "Дачники" М.Горького (1939) (неоднократное обращение режиссера к этой пьесе повлияло на ее сценическую судьбу: до этого она числилась в разряде "несценичных", "неблагодарных"), где он сыграл роль Власа, и "Царь Потап" А.Копкова (1940). В них, по словам театроведа К.Рудницкого, уже был заметен "характерный для бабочкинской режиссуры острый, въедливый психологизм, дала себя знать типично бабочкинская резкость, даже взвинченность тона, а главное, чувствовалась чрезвычайно активная интерпретация ролей". В 1940 году Бабочкин уходит из БДТ; по собственному его признанию, это была самая большая ошибка в жизни. Возобновляются его скитания по театрам и труппам.
PLq9O
В 1940 году Борис Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и повступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где играет роли Степана в "Учителе" С.Герасимова (режиссер Б.Захава, 1940) и Огнева во "Фронте" А.Корнейчука (режиссер Р.Симонов, 1942) и ставит "Новогоднюю ночь" А.Гладкова (1945). В 1946 году спектаклем "Бранденбургские ворота" М.Светлова в постановке Бабочкина и с его участием открывается Государственный театр киноактера. В 1948-1951 годах Бабочкин — актер и режиссер Малого театра. 1951 год он проводит в Болгарии, где в Софийском Народном театре имени И.Вазова ставит три спектакля (в том числе снова обращается к "Дачникам" М.Горького), участвует в работе периферийных театров, преподает в Театральной академии.

По возвращении Бабочкин неожиданно для себя назначается художественным руководителем Московского театра имени А.С.Пушкина (1952-1953). Приглашает А.Дикого поставить "Тени" М.Салтыкова-Щедрина (1953), где блестяще играет Клаверова: "Я вложил в эту роль все, что знал о карьеристе и бюрократе". Это была одна из крупнейших актерских удач Бориса Андреевича Бабочкина. Спектакль пользовался огромным успехом, но вслед за разгромной рецензией в "Правде" последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы (лишь постановка "Тоски" Дж.Пуччини в Киевском академическом театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко).

В 1955 году Бабочкин возвращается в Малый театр, где в течение последних двух десятилетий жизни играет преимущественно в собственных постановках: Иванов в "Иванове" А.Чехова (1960), Суслов в "Дачниках" М.Горького (1964), Грознов в комедии А.Островского "Правда — хорошо, а счастье лучше" (1965), Достигаев в сценах М.Горького "Достигаев и другие" (1971), Кулигин в "Грозе" А.Островского (1974). Спектакли отличала продуманность и оригинальность концепций, значительные актерские работы, в том числе самого Бабочкина.

Начав сниматься в 1927 году, Борис Бабочкин сыграл примерно в двух десятках фильмов, в основном историко-революционных. Роль Чапаева в одноименной картине братьев Васильевых  
Чапаев(1934) "Чапаев" (1934)



не только принесла Бабочкину всенародную популярность и признание властей, но и драматически сказалась на его актерской судьбе. После Чапаева Бабочкин долгое время был обречен играть сугубо положительных, героических персонажей и очень болезненно переживал перспективу остаться "актером одной роли", перспективу того, что его актерские и режиссерские работы в театре останутся в тени этого, даже столь значительного создания. Бабочкин остро негативно реагировал на критику, что видно из его автобиографии (развернутый ответ на анкету Театрального музея), это был художник, страстно и ревностно относящийся к своему таланту и своим творениям.

Борис Андреевич Бабочкин отдал дань и кинорежиссуре. Дебютировал в этом качестве в 1945 году фильмом "Родные поля" (совместно с художником А.Босулаевым). Затем поставил фильм "Повесть о "Неистовом" (1947) и экранизировал "Дачников" (1966).
спектакль "Дачники"


Дачники. Вторая часть (1966)
В последние годы жизни в творчество Бабочкина вошло телевидение. За сравнительно короткий срок Бабочкин успел сделать немало: роли Николая Степановича в телеспектакле по повести А.Чехова "Скучная история"http://fenixclub.com/uploads/53839/img-63226-4d387d440d.jpg


Скучная история. Вторая часть (1968) (сценарист и режиссер П.Резников, 1968) и Олеши Смолина в " Плотницкие рассказы ""Плотницкие рассказы" по В.Белову (сценарист и режиссер П.Резников, 1972), монологи из трагедий А.Пушкина, телевизионные варианты своих спектаклей "Правда — хорошо, а счастье лучше"
А.Островского
,
спектакль "Правда - хорошо, а счастье - лучше"


"Фальшивая монета" и "Достигаев и другие" Горького.
Борис Андреевич Бабочкин — автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах "Советское искусство", "Рабочий и театр", "Театр", "Огонек", "Искусство кино", "Москва", газетах "Ленинградская Правда", "Литературный Ленинград", "Комсомольская правда", "Литературная газета", "Известия", "Советская культура" и др.

С 1944 года преподавал во ВГИКе (с 1966 — профессор), руководил актерской мастерской, мечтал о своем театре, труппу которого составили бы его ученики.

Умер Бабочкин в Москве 17 июля 1975 года.


Подруги 1935 "Подруги" (1935),3


Актриса  1943Б.Бабочкин и Г.Сергеева в фильме "Актриса"


1975 Бегство мистера Мак-Кинли Б.Бабочкин в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли"


Бегство мистера Мак-Кинли-2

Фильмы с участием Бабочкина Бориса Андреевича

hfgjfjhj

1217333862_0lik.ru_zan_02
Биография - Актеры советского и российского кино

Известно, что у гениев – особенный путь, где случайностей практически нет. Если бы Борис Бабочкин не был учеником Иллариона Певцова, то он не сыграл бы Василия Чапаева! Дело в том, что один из режиссеров фильма – Георгий Васильев (братья Васильевы – псевдоним) тоже учился у Иллариона Николаевича Певцова. В фильме «Чапаев» Илларион Певцов сыграл белогвардейского полковника – главного врага Василия Чапаева. И именно Певцов рассказал Георгию Васильеву об одном из лучших своих воспитанников – Бабочкине. Правда, первоначально Борис Андреевич, которому на момент съемок было 29 лет, пробовался на роль Петьки.
Вот как описан Чапаев в повести Дмитрия Фурманова:


01-08-36_enl


Борис Бабочкин (Boris Babochkin)
Tags: КИНО, Театр
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments