Заслуженный артист России.
Родился 18 февраля 1937 года в Ленинграде.
Ушёл из жизни 26 февраля 2007 года в Санкт-Петербурге.
Рос без родителей на воспитании у бабушки. По окончании школы поступил в строительный институт.
Затем окончил актёрскую студию при Ленинградском театре имени Ленсовета. Работал в театре имени Комиссаржевской.
Позднее, в 1980-х годах работал во МХАТе.
В кино и на телевидении Константин Григорьев появился в начале 1970-х годов. В 1975 году он исполнил роль Федотова в "Рабе любви" Никиты Михалкова, а через два года сыграл "Серого" в приключенческой картине "Трактир на Пятницкой" и Шнайдера в фильме "Транссибирский экспресс". Благодаря этим ролям он приобрел известность, и дальше последовали новые работы.
Константин Григорьев писал картины маслом, виртуозно играл на гитаре, писал рассказы и сценарии. Во многих городах страны шла написанная на его либретто оперетта композитора Георгия Портнова "Алёнка и Алые паруса". 1963 год — автор стихов (в соавторстве с Борисом Герштом) популярной ленинградской песни "Дождь на Неве" на музыку Вадима Шеповалова, которую исполнила Лидия Клемент.
Григорьев стал звездой в середине 70-х. Пришел в кино с легкой руки Михалкова, который утвердил его, никому тогда не известного ленинградского актера, на роль капитана Федотова в картину «Раба любви». И понеслось: «Трактир на Пятницкой» (бандит Серый), «Транссибирский экспресс» (журналист Шнайдер – одна из самых любимых ролей актера), «Остров сокровищ» (капитан Смоллет), «Зеленый фургон» (начальник одесского угрозыска)… О нем говорили: может сыграть все – от налетчика до аристократа. И правда, мог.
В 1981-м Олег Ефремов лично пригласил его во МХАТ, ведущий драматический театр страны. Причем не в массовку, а на главные роли!.. До середины 80-х имя Константина Григорьева не сходило со страниц газет и журналов. И вдруг – тишина, забвение. Человек исчез. Почему?! Публика терзалась в догадках, но узнать правду удалось лишь много лет спустя.
Трагедия произошла в 1984-м году в столичном Доме актера. Константин Константинович отдыхал там со своим приятелем. В какой-то момент ему показалось, что двое мужчин за соседним столом слишком часто на него косятся. Он подошел выяснить, в чем дело, конфликт вспыхнул мгновенно, продолжился на лестнице. Кто-то из обиженных ударил Григорьева сзади по голове металлическим предметом и столкнул вниз… Это все, что вспомнил актер, когда пришел в себя. Две недели комы. Восемь операций. Частичная потеря памяти и дисфункция левого полушария головного мозга.
Из больницы Григорьев вышел резко постаревшим. Несмотря на это, Олег Ефремов не уволил актера. Ему предлагали небольшие роли без слов – например, в детском спектакле «Муму» он сыграл глухонемого Герасима. Но вскоре Григорьев повздорил с бухгалтером, выдававшим ему зарплату, и в тот же день подал заявление об уходе…
Константин Григорьев после сложной операции снова репетирует в театре "МХаТ"
В 1989-м он вернулся на родину, в Питер, и с тех пор практически не появлялся на публике. О роковой разборке на лестнице вспоминать не любил, обидчиков своих никогда не проклинал.
В последние годы актеру жилось непросто – были серьезные проблемы со здоровьем, с деньгами. Гостей Григорьев принимал неохотно – неважное самочувствие сделало его еще более замкнутым. Впрочем, визиты и так были крайне редки: дочь Константина Константиновича трагически погибла, у сыновей от первого и второго браков отношения с отцом были сложные, бывшие друзья наведывались нечасто – у всех своя жизнь… Единственными родными людьми, посещавшими Григорьева, были сестра и племянница. Также за ним ухаживал молодой человек по имени Михаил – преданный поклонник творчества актера. Время от времени оказывал финансовую поддержку интернет-фонд Pomogi.org…
26 февраля этого года Константин Григорьев умер от рака. Похороны состоялись 1 марта на Большеохтинском кладбище. Как рассказал Михаил, на похоронах присутствовали сыновья актера Андрей и Егор, первая жена Лариса, а также сестра и племянница. По информации, поступившей от родственников, помочь с деньгами на похороны вызвался Никита Михалков.
Александр Павловский, режиссер фильма «Зеленый фургон»:
– Костя был совершенно неординарной, но при этом довольно трудной личностью. В нем как будто уживались два человека. В узком кругу, среди друзей, он был невероятно трогательным, душевным. Но должен признать, что трагедия, произошедшая в Доме актера… Понимаете, Костя шел к ней. Как у Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Эти строчки очень хорошо характеризуют Григорьева. Он бывал и агрессивным, особенно под градусом, мог резануть правду-матку в глаза.
Думаю, во многом Костя не успел раскрыть свой талант, потому что некоторые режиссеры просто боялись с ним работать из-за сложного характера. А ведь по актерскому типу, страсти, привносимой им в образ своих героев, Костя был очень близок к Высоцкому. Да, не досталось ему соотносимых с его мощью ролей… Также не был реализован и его комический талант. Может быть, это покажется странным, ведь внешность у Григорьева была совершенно не шутовская, но в этом-то вся прелесть! Никто на моей памяти не мог сыграть юмор так серьезно. Именно поэтому я сразу же утвердил его на роль начальника уголовного розыска в моем фильме «Зеленый фургон».
Актер Борис Щербаков, коллега по МХАТу:
– Талантливый человек талантлив во всем – это про Костю. Он ведь был не только артистом, в свободное время писал картины маслом, публиковал в толстых журналах рассказы и сценарии, виртуозно играл на гитаре… Написанную на его либретто музыкальную комедию «Аленка и алые паруса» ставили многие театры страны. А песня на его стихи «Дождь на Неве» долгое время была любимой среди ленинградцев:
Дождь по асфальту рекою
струится,
Дождь на Фонтанке, и дождь
на Неве…
Вижу родные и мокрые лица,
Голубоглазые в большинстве…
А еще в 80-е годы у нас во МХАТе все актрисы были почему-то помешаны на вязании. Так вот, представьте себе, вовсю тогда вязал и Костя Григорьев! Он поднимался со спицами на так называемый женский третий этаж и сидел в коридоре с нашими дамами, обсуждая количество петель…
Актриса Тамара Семина, партнерша Григорьева по фильму «Трактир на Пятницкой»:
– У нас на съемках «Трактира» вообще была блестящая команда, но Григорьев в ней особенно выделялся своим профессионализмом, просто патологическим. Да и как человек он произвел на меня потрясающее впечатление – общительный, легкий, с чудесным чувством юмора… Хотя при этом у него был довольно взрывной характер. В какой-то момент съемок «Трактира на Пятницкой» произошел конфликт. Дело в том, что режиссер Александр Файнциммер, приглаживая образ ЧК и пытаясь обойти цензуру того времени, выбрасывал из фильма некоторые идеологически «неудобные» сцены. Костя вместе с Колей Еременко хотели даже побить Сашу за это, особенно был возмущен Григорьев: «Кого вы боитесь?! Это же правда! История!» И режиссеру приходилось уступать…
Я до сих пор считаю, что совместная работа с Григорьевым была для меня большой творческой удачей.
Трофимова Анна
chtoby_pomnili: ГРИГОРЬЕВ Константин Константинович
1969 Сыновья уходят в бой
1974 Хождение по мукам
Полночь 10-я серия
Ожидание 11-я серия
1975 Раба любви
1977 Трактир на Пятницкой
1977 Транссибирский экспресс
1978 Сибириада
197 Ищи ветра
1982 Остров сокровищ
1983 Зеленый фургон
1983 Хозяйка детского дома
1991 По Таганке ходят танки
Journal information