1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Сергей Яковлевич Никитин

http://img.ngs.ru/relax/upload_files/13191/Nikitin.jpg


Родился 8 марта 1944 года в Москве. Отец - Никитин Яков Григорьевич (1908 - 1956). Мать - Никитина Вера Сергеевна (1913 г. рожд.). Супруга - Никитина Татьяна Хашимовна (1945 г. рожд.). Сын - Никитин Александр Сергеевич (1971 г. рожд.).

На вопросительный мотив, как он стал бардом и с чего у него все началось в песне, Сергей Никитин заурядно отвечает: "Очень захотелось самому распевать Булата Окуджаву". Начало, в общем, по тому времени (самый-самый финал 1950-х) достаточно обычное. А изредка на тот самый же вопросительный мотив он отвечает немного по-другому: "У меня все пошло от гитары". И с гитарой также вначале все было так же "обычно": нашелся знакомый, тот, что показал, как на ней берутся пресловутые "три аккорда", - шибко многие начинают осваивать основы аккомпанемента как раз с этого, добавляя со временем к первым трем ещё пять, двадцать пять, сто двадцать пять и так дальше - в зависимости от индивидуальных запросов, настойчивости, ну и, безусловно, способностей.

Необычность же никитинского случая содержится совсем не в том, что он стремительно освоил "сильно много" разных аккордов, и тем больше не в том, что строй его гитары оказался (в общем, случайно) нестандартным - семиструнка, но с пониженной на полтона второй и повышенной пятой струнами. Просто на практике сию минуту, как только Никитин взял в руки гитару (а он тогда был ещё школьником), стало очевидным, что это отличный и совсем неповторимый музыкант - что называется, "от Бога". Собственно, виртуозом в точном значении этого слова он сделался позднее (да и не такое уж это редкое явление - гитарист-виртуоз), но уже на самых ранних магнитофонных записях его гитара звучит так же профессионально, как и в настоящее время, - и настолько же безошибочно узнаваема, потому что легко нереально не познать тот самый специфический, фирменный "никитинский" звук, - нечто из разряда "явлений", то, чему, надо полагать, в принципе нереально научиться, более того освоив все нужные аккорды с самой правильной аппликатурой. Тем не менее воспроизвести его игру пытаются многие - некоторые энтузиасты более того сознательно для этого выучивают заковыристый никитинский строй (истина, сам-то он с легкостью переходит с него и на стандартную "семерку", и на "шестерку"; может на домре, на балалайке, банджо, да хоть на гуслях, не говоря уже об обычном фортепьяно). Казалось бы, чисто технически для любого довольно "продвинутого" гитариста в никитинском аккомпанементе нет ничего сверхъестественно сложного. Ан нет, ещё ни у кого так не получилось. Подражателей хватает, а Никитин все одинаково единственный.

Несмотря на ослепительно выраженные музыкальные способности, следом окончания школы он пошел обучаться в МГУ, на физфак (1962 - 1968). Физика в те годы вообще была "в почете", и талантливая молодая поросль устремлялась аккурат туда, на авангардный край научных завоеваний. На этой волне Сергей и выбрал себе профессию физика - и ни при каких обстоятельствах об этом не жалел. Хотя, скорее всего, пройди он в родное время сквозь нормальную детскую музыкальную школу, других вариантов, помимо как продолжать обучаться на профессионального музыканта, уже и не возникло бы. Но так не случилось. Хорошо это или скверно, в настоящий момент анализировать бессмысленно, но все-таки не возбраняется допустить, что аккурат естественнонаучное университетское образование и многолетняя служба в академических институтах - Институте органической химии (1971-1980, лаборатория химии белка) и Институте биологической физики (1980-1987, лаборатория физической биохимии), в среде научно-технической интеллигенции (причем в основном интеллигенции "шестидесятнического" замеса) сыграли крайне важную образ в формировании не без затей Никитина-композитора, - им-то он, являясь музыкантом от рождения, стал бы, по-видимому, в любом случае, - а композитора-барда, работающего с высокой поэзией на глубочайшем уровне взаимодействия, взаимопроникновения двух стихий: музыки и слова, - когда музыка не без затей достойна стихов и адекватна им, но способна раскрывать в них новые грани, обогащать новыми или скрытыми до поры смыслами. Профессиональных композиторов, удачно работавших на этом "поле", вообще всю дорогу было не так непочатый край - позволительно окрестить Георгия Свиридова, Микаэла Таривердиева, Владимира Дашкевича, создавших прекрасные вокальные циклы на вирши поэтов-классиков; но пожалуй, за исключением некоторых, ставших крайне популярными, романсов и песен из кинофильмов, эти их произведения остаются достоянием узкого круга ценителей вокальной камерной музыки (нисколько не во что бы то ни стало при этом являющихся и ценителями самой поэзии).......
                                                                          
http://multisearch.ru/.src/images/proj1/89974.jpg



Обложка альбома «Квартет под управлением Сергея Никитина» Квартет под управлением Сергея Никитина
Татьяна и Сергей Никитины, 1967 год
 
Обложка альбома «Квинтет под управлением Сергея Никитина» Квинтет под управлением Сергея Никитина
Татьяна и Сергей Никитины, 1975 год
 
Обложка альбома «Песни на стихи Юнны Мориц» Песни на стихи Юнны Мориц
Татьяна и Сергей Никитины, 1976 год
 
Обложка альбома «Синий цвет» Синий цвет
Татьяна и Сергей Никитины, 1986 год
 
Обложка альбома «Брич-Мулла» Брич-Мулла
Татьяна и Сергей Никитины, 1997 год
 
Обложка альбома «Девочка и пластилин» Девочка и пластилин
Татьяна и Сергей Никитины, 1998 год
 
Обложка альбома «Времена не выбирают» Времена не выбирают
Татьяна и Сергей Никитины, 1998 год
 
Обложка альбома «Со мною вот что происходит» Со мною вот что происходит
Татьяна и Сергей Никитины, 1999 год
 
Обложка альбома «Российские барды» Российские барды
Татьяна и Сергей Никитины, 2000 год
 
Обложка альбома «Записи шестидесятых и семидесятых годов» Записи шестидесятых и семидесятых годов
Татьяна и Сергей Никитины, 2000 год
Обложка альбома «Grand Collection» Grand Collection
Татьяна и Сергей Никитины, 2005 год
 
  

 

Сергей Никитин, Татьяна Никитина Приходит время

"Вокруг смеха" 1977 г


Когда мы были молодые  Из т/ф "Времена не выбирают".

Под музыку Вивальди
передачa "Музыка телеэкрана". 1982 г

"Александра"
"Москва слезам не верит".

 

"Снег идёт"

на стихи Бориса Пастернака.
Запись с юбилейного вечера, посвящённого 60-летию Сергея Никитина, в театре "Школа современной пьесы". 2004 год.


 

"Каждый выбирает для себя"

на стихи Юрия Левитанского.


Со мною вот что происходит

 на стихи  Евгения  Евтушенко .Музыка Микаэла Таривердиева.


http://gazel2002.narod.ru/music/Nikitin.jpg

Антропология / Пётр Тодоровский и Сергей Никитин (1999-01-27)

В нашу гавань заходили корабли (НТВ, 2000)


Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments