Родился 8 марта 1944 года в Москве. Отец - Никитин Яков Григорьевич (1908 - 1956). Мать - Никитина Вера Сергеевна (1913 г. рожд.). Супруга - Никитина Татьяна Хашимовна (1945 г. рожд.). Сын - Никитин Александр Сергеевич (1971 г. рожд.).
На вопросительный мотив, как он стал бардом и с чего у него все началось в песне, Сергей Никитин заурядно отвечает: "Очень захотелось самому распевать Булата Окуджаву". Начало, в общем, по тому времени (самый-самый финал 1950-х) достаточно обычное. А изредка на тот самый же вопросительный мотив он отвечает немного по-другому: "У меня все пошло от гитары". И с гитарой также вначале все было так же "обычно": нашелся знакомый, тот, что показал, как на ней берутся пресловутые "три аккорда", - шибко многие начинают осваивать основы аккомпанемента как раз с этого, добавляя со временем к первым трем ещё пять, двадцать пять, сто двадцать пять и так дальше - в зависимости от индивидуальных запросов, настойчивости, ну и, безусловно, способностей.
Необычность же никитинского случая содержится совсем не в том, что он стремительно освоил "сильно много" разных аккордов, и тем больше не в том, что строй его гитары оказался (в общем, случайно) нестандартным - семиструнка, но с пониженной на полтона второй и повышенной пятой струнами. Просто на практике сию минуту, как только Никитин взял в руки гитару (а он тогда был ещё школьником), стало очевидным, что это отличный и совсем неповторимый музыкант - что называется, "от Бога". Собственно, виртуозом в точном значении этого слова он сделался позднее (да и не такое уж это редкое явление - гитарист-виртуоз), но уже на самых ранних магнитофонных записях его гитара звучит так же профессионально, как и в настоящее время, - и настолько же безошибочно узнаваема, потому что легко нереально не познать тот самый специфический, фирменный "никитинский" звук, - нечто из разряда "явлений", то, чему, надо полагать, в принципе нереально научиться, более того освоив все нужные аккорды с самой правильной аппликатурой. Тем не менее воспроизвести его игру пытаются многие - некоторые энтузиасты более того сознательно для этого выучивают заковыристый никитинский строй (истина, сам-то он с легкостью переходит с него и на стандартную "семерку", и на "шестерку"; может на домре, на балалайке, банджо, да хоть на гуслях, не говоря уже об обычном фортепьяно). Казалось бы, чисто технически для любого довольно "продвинутого" гитариста в никитинском аккомпанементе нет ничего сверхъестественно сложного. Ан нет, ещё ни у кого так не получилось. Подражателей хватает, а Никитин все одинаково единственный.
Несмотря на ослепительно выраженные музыкальные способности, следом окончания школы он пошел обучаться в МГУ, на физфак (1962 - 1968). Физика в те годы вообще была "в почете", и талантливая молодая поросль устремлялась аккурат туда, на авангардный край научных завоеваний. На этой волне Сергей и выбрал себе профессию физика - и ни при каких обстоятельствах об этом не жалел. Хотя, скорее всего, пройди он в родное время сквозь нормальную детскую музыкальную школу, других вариантов, помимо как продолжать обучаться на профессионального музыканта, уже и не возникло бы. Но так не случилось. Хорошо это или скверно, в настоящий момент анализировать бессмысленно, но все-таки не возбраняется допустить, что аккурат естественнонаучное университетское образование и многолетняя служба в академических институтах - Институте органической химии (1971-1980, лаборатория химии белка) и Институте биологической физики (1980-1987, лаборатория физической биохимии), в среде научно-технической интеллигенции (причем в основном интеллигенции "шестидесятнического" замеса) сыграли крайне важную образ в формировании не без затей Никитина-композитора, - им-то он, являясь музыкантом от рождения, стал бы, по-видимому, в любом случае, - а композитора-барда, работающего с высокой поэзией на глубочайшем уровне взаимодействия, взаимопроникновения двух стихий: музыки и слова, - когда музыка не без затей достойна стихов и адекватна им, но способна раскрывать в них новые грани, обогащать новыми или скрытыми до поры смыслами. Профессиональных композиторов, удачно работавших на этом "поле", вообще всю дорогу было не так непочатый край - позволительно окрестить Георгия Свиридова, Микаэла Таривердиева, Владимира Дашкевича, создавших прекрасные вокальные циклы на вирши поэтов-классиков; но пожалуй, за исключением некоторых, ставших крайне популярными, романсов и песен из кинофильмов, эти их произведения остаются достоянием узкого круга ценителей вокальной камерной музыки (нисколько не во что бы то ни стало при этом являющихся и ценителями самой поэзии).......Квартет под управлением Сергея Никитина Татьяна и Сергей Никитины, 1967 год | Квинтет под управлением Сергея Никитина Татьяна и Сергей Никитины, 1975 год | ||
Песни на стихи Юнны Мориц Татьяна и Сергей Никитины, 1976 год | Синий цвет Татьяна и Сергей Никитины, 1986 год | ||
Брич-Мулла Татьяна и Сергей Никитины, 1997 год | Девочка и пластилин Татьяна и Сергей Никитины, 1998 год | ||
Времена не выбирают Татьяна и Сергей Никитины, 1998 год | Со мною вот что происходит Татьяна и Сергей Никитины, 1999 год | ||
Российские барды Татьяна и Сергей Никитины, 2000 год | Записи шестидесятых и семидесятых годов Татьяна и Сергей Никитины, 2000 год | ||
Grand Collection Татьяна и Сергей Никитины, 2005 год |
Сергей Никитин, Татьяна Никитина Приходит время
"Вокруг смеха" 1977 гКогда мы были молодые Из т/ф "Времена не выбирают".
Под музыку Вивальди
передачa "Музыка телеэкрана". 1982 г
"Александра"
"Москва слезам не верит".
"Снег идёт"
на стихи Бориса Пастернака.Запись с юбилейного вечера, посвящённого 60-летию Сергея Никитина, в театре "Школа современной пьесы". 2004 год.
Journal information