1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Category:

Мария Савельевна Скворцова


Фильмография:

1957 Дорогой ценой
1971 Калина красная
1974 Фронт без флангов
1974 Ливень
1975 Ау-у!
1977 Белый Бим, Черное Ухо
1977 Приезжая
1978 Целуются зори
1979 Прости-прощай
1979 Экипаж
1979 Кот в мешке
1980 Последний побег
1981 Отставной козы барабанщик
1983 Безумный день инженера Баркасова
1983 Одиноким предоставляется общежитие
1983 Карантин
1983 Вечный зов
1983 Нежный возраст
1984 Гостья из будущего
1984 Мертвые души
1984 И жизнь, и слезы, и любовь...
1985 Не ходите, девки, замуж
1985 Солнце в кармане
1990 По 206-й...
1993 Альфонс
1993 Если бы знать...
http://www.exs.cc/p/posts/3683.jpg

04.04.1911, д. Турино, Тульская область – 01.12.2000, Москва

Родилась 4 апреля 1911 года в Тульской области, в деревне Турино.

Девочкой уехала в Москву к братьям. Юная Мария хорошо пела, ее даже брали в церковный хор. Единственное, что ее везде останавливало – это маленький рост. По окончанию школы, в 1930 году Мария Савельевна пошла с подругой за компанию на прослушивание к Серафиме Бирман – та набирала студию при Всесоюзном радиокомитете. Неожиданно, великая актриса предложила учиться Скворцовой именно у нее. Так решилась судьба будущей актрисы. Четыре года учебы пролетели как один миг. Потом всем курсом поехали в Великие Луки, играли в местном театре. Но тут началась война...

С 1941 года Мария Скворцова работала в театре города Ирбит (Свердловская область), а в 1943-м -отправилась на фронт. Два года она выступала в составе фронтовой бригады на Втором Прибалтийском фронте. Пока не закончилась война.

После войны, получив известие о болезни мамы, актриса уговорила с трудом отпустить ее в Москву. Да так и осталась. Попросилась в областной ТЮЗ (Царицыно). До этого Мария Скворцова много лет проработала в театре, где играла преимущественно главные роли. А тут детский театр. Для ребят играть сложно. Надо уметь держать их внимание. Сначала Марии Скворцовой пришлось играть мальчиков-девочек, пионеров-героев, козлят-зайчат, Красную Шапочку, Золушку. Потом роли в "Доходном месте", "Слуге двух господ", "Молодой гвардии", "Отцах и детях". Играла что-то про совхозы и колхозы. Играла Простакову и даже Ниловну.... А когда актриса состарилась, пошли колдуньи, Бабы Яги. Но она никогда не играла злодеек, она делала своих героев смешными, поддразнивала маленьких зрителей.

В молодости Мария Скворцова почти не снималась. Совмещать работу в театре со съемками было невозможно. Ведь актриса играла во всех спектаклях главные роли, и потому ее просто не отпускали. Приходилось отказываться от многих приглашений. Хотя какие-то эпизодики все-таки были, - например, у Марка Донского в драме по мотивам одноименной повести М.Коцюбинского «Дорогой ценой». Фильм о любви, страсти, смерти, нестерпимо, откровенно яркий и отрешенный от быта, был признан Британской Киноакадимией лучшим зарубежным фильмом 1958 года.

Известность к Марии Скворцовой пришла до обидного поздно. В первой большой роли актриса впервые снялась у Василия Шукшина в «Калине красной», и было это в шестьдесят лет.
"Калина красная" (1973)http://gorod.tomsk.ru/uploads/42374/1298624381/137419.jpg
Калина красная
В картину Мария Скворцова попала благодаря счастливому случаю. Шукшин искал актрису на роль матери Любы. Ему показали фотопробы пяти актрис, среди которых и оказалась никому не известная Мария Скворцова. Режиссер, на удивление всем, ее и выбрал.

Работа с Шукшиным была для актрисы настоящим праздником, творческой радостью. Он помогал, советовал и создавал яркие, точные характеры, добиваясь от актеров такого рисунка роли, какого видел сам. Но добивался этого тактично, мягко, предлагая несколько интересных вариантов. Так зрители многих поколений запомнили ответ героини Скворцовой на вопрос о грамотах: «Там, у шкапчике...».

Актрисе поначалу было трудно, ведь она окунулась в совершенно новую атмосферу со своими законами и порядками. А потом – ничего, все наладилось. Красная калина оказалась для актрисы «счастливой» ягодой. Эта картина открыла ей дорогу в кино, дало ей и славу, и любовь зрителей. Посыпались приглашения на новые роли.

После фильма «Гостья из будущего» Марию Скворцову стали узнавать даже ребята. Всего то несколько эпизодов... Но зато какие замечательные! Помните, как главные герои пробегают мимо сидящих старушек, и героиня Скворцовой бросает им вслед: «Совсем ходить разучились. Ведь так и шею сломать можно. В наше время - сначала подумаешь, а потом бежишь...» Еще раз в кадре актриса появляется в конце фильма. Только теперь Скворцова играет космического пирата, в превратившегося в эту самую старушенцию. И как изменяются ее манера поведения, манера говорить. Сначала настороженно-подозрительный взгляд, а затем: «Что же вы наделали. Вы ж человека убили». И затем уже радостно: «Убили. Я вас всех в милицию отправлю». И действительно верится, что под оболочкой старушки кроется коварный пират.

http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/gostjaiz/gib-11.jpgГостья из будущего

Эта естественность в персонажах Скворцовой не случайна. Ведь Серафима Германовна Бирман учила своих учеников правде в искусстве, достоверности и естественности. И эта ее правда передавалась ее ученице Марии Скворцовой. Актриса пронесла это чувство через всю жизнь. Наверное, поэтому, даже самые незначительные эпизоды, как, например, в «Чичерине» или «Экипаже» ею сыграны достоверно.

Мария Скворцова появилась на экране в последний раз в 1993 году – в картине Бориса Бланка «Если бы знать…», экранизации «Трех сестер» Чехова. Она играла няньку. Когда актриса согласилась сниматься, она и не предполагала, какой ужас ее ожидает. От Чехова там не осталось ничего! Зато герои стали гомосексуалистами и проститутками. А ее нянька превратилась в сводницу.

Актриса категорически не приняла новое кино, новое поколение режиссеров, и решила уйти на покой. Особенно ее поражало отношение. Не видя в глаза текста, они по команде «мотор!» хватаются за бумажку и начинают шпарить. Нет, такой подход был категорически не для нее. Даже тогда, когда Скворцовой говорили: «Ролька пустяковая, на площадке вам все объяснят!» – она все равно требовала весь сценарий. Ей нужно было знать заранее все, чтобы подготовиться. Она должна была поработать над ролью, независимо от того, маленькая она или большая. Так ее учила Бирман, так работал с ней Шукшин. Все должно идти от души, а экспромт – он должен быть, но в норме.

Мария Скворцова часто снималась в фильмах с очень сильным актерским составом. С талантливыми актерами работать легко. Ей очень помогал Вячеслав Тихонов во время съемок фильма
«Белый Бим Черное ухо».
"Белый Бим - Черное ухо" (1976)http://www.infanatadvd.ru/published/publicdata/THEDVD/attachments/SC/products_pictures/922267_9.jpg Отличные актеры были в «Детях солнца», в «Попечителях» Михаила Козакова. Правда, этот телефильм очень ругали: взяли, дескать, «Последнюю жертву» Островского, да на новый лад все перелопатили. И Козакову попало, и Янковскому, а похвалили только Леонида Броневого, Римму Маркову и Марию Скворцову.
"Дети солнца" (1985)
Дети солнца    Серия 1      Серия 2. Часть 1      . Серия 2. Часть 2
Хорошие воспоминания остались у актрисы о работе с Александром Миттой. Он прекрасно чувствует актера, в его фильме каждый – на своем месте. После «Экипажа» он сказал про Скворцову: "Вот эта актриса будет сниматься у меня всегда". Но не сложилось. И все же лучше всех, по ее признанию, был Шукшин!http://kinoshara.ucoz.ua/_nw/25/23347497.jpg

Экипаж

Характер у Марии Скворцовой был вроде и покладистый, но язык ее подводил. Как только что плохое видела, так прямо в глаза и говорила. А кому это по нраву? За него и звания никакого она не получила. Театр несколько раз подавал документы, и все мимо. С художественным руководителем актриса не очень дружила, поэтому и на пенсию ее спокойно отпустили. Но актриса особо и не переживала: на улице подойдут, скажут теплые слова – и ей уже хорошо.

Когда внучка родилась, вот счастье. Ее руководительница ролей тогда ничего актрисе не давала, а она решила: «Слава тебе, Господи! У меня теперь внучка, и не надо мне никакой работы».

Сын Марии Скворцовой умер в октябре 1991 года. Раньше него не стало мужа, Семена Михайловича, замечательного актера и удивительной скромности человека.
Так что в жизни актрисы осталась лавочка у подъезда и телевизор. Смотрела новости, передачи, фильмы. Все ей было интересно, от жизни старалась не отставать. Из жизни Мария Скворцова ушла 1 декабря 2000 года.
http://film.arjlover.net/ap/priezzhaja.avi/priezzhaja.avi.image1.jpg
1977 Приезжая

"Вечный зов"
"Вечный зов"1983

"Кот в мешке" (1978)
"Кот в мешке" (1978)

"Василий и Василиса" (1981)
"Василий и Василиса" (1981)

"И жизнь, и слезы, и любовь" (1983)
"И жизнь, и слезы, и любовь " (1983)

"Мёртвые души" (1984)
"Мёртвые души" (1984)

"Не ходите, девки, замуж" (1985)
"Не ходите, девки, замуж" (1985)

"Ералаш" (1990) ("Совесть)
"Ералаш" (1990) Выпуск 81. СОВЕСТЬ
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments