1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Сергей Сергеевич Прокофьев

http://dic.academic.ru/pictures/enc_colier/o491.jpg
11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, - 5.3. 1953, Москва,
советский композитор, пианист и дирижёр,
народный артист РСФСР (1947).

Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сайт о Прокофьеве

Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 годов - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции (учился у Лядова, Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 году - дирижирования (у Черепнина) и фортепиано (у А. Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.
http://www.sprkfv.net/diary/190001.jpg
1901.
Становление Сергея Прокофьева как композитора протекало в противоречивой, сложной обстановке, отмеченной интенсивными поисками новых тем и выразительных средств во всех областях искусства. Присматриваясь к новым течениям, отчасти испытывая на себе их влияние, Прокофьев вместе с тем стремился к независимости и самостоятельности. Произведения, написанные за предреволюционное десятилетие, охватывают почти все жанры. Большое место занимает фортепианная музыка: 2 концерта для фортепиано с оркестром (1912: 1913, 2-я редакция 1923), 4 сонаты, циклы ("Сарказмы", "Мимолётности"), токката и др. пьесы. Кроме того, в эти годы Прокофьевым созданы 2 оперы ("Маддалена", 1913, и "Игрок" по Достоевскому, 1915-1916, 2-я редакция 1927), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915-1920), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1921), хоровые и камерно-вокальные сочинения. Уже в ранний период выявляются характернейшие черты творческого облика Прокофьева - активное отношение к жизни, оптимизм, энергия и воля. Обширен диапазон тем и образов: тонкий лиризм романсов на слова Ахматовой (1916) и напряжённая экспрессия "Игрока"; живописность и поэтичность сказки
"Гадкий утёнок" для голоса и фортепиано (1914)
С.Прокофьев, Гадкий утенок,соч.18.(Г.-Х.Андерсен)
З.Долуханова (меццо-сопрано),
Б.Козель (фортепиано)
Иллюстрации Н.Гольц и др.



и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914-1915); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр - исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он живёт в Германии, а с 1923 года - в Париже. Зарубежный период творчества Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую
"Любовь к трём апельсинам" по Гоцци (1919
), замысел которой возник ещё до отъезда за границу


, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым, поставившим в 1921 году "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928). В 1930 году для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были:
5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-1947
http://www.rulex.ru/rpg/WebPict/fullpic/2001-096.jpg

3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-1921, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Прокофьева стала снижаться - давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни" ("Сергей Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 годах композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину.

Он становится в ряды активных строителей советской музыкальной культуры. В течение нескольких лет (с 1933 года) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве Прокофьева наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал
балет "Ромео и Джульетта" (1935-1936) 


в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Опера "Семен Котко" по повести "Я сын трудового народа" Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения современной темы в оперном театре. Значительное место в предвоенные годы занимала работа Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссёрами - В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений Прокофьева стала
музыка к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна



послужившая основой для одноименной кантаты. Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества Прокофьева, ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях - кантате "Здравица" (1939) на народные тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942-1945; в редакции М. И. Чулаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др. В 1930-е годы Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку
"Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936)


Экранизация симофнической сказки Сергея Прокофьева
© Союзмультфильм, 1958 г.
Режиссёр: Анатолий Каранович

Значок видео
мультфильм
Петя и волк
знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 1930 - начало 1940-х годов отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой "Обручение в монастыре" по пьесе Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка" (Государственная премия СССР, 1946).


Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Важнейшей работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Льва Толстого (1941-1952) - одно из центральных произведений в творчестве Прокофьева и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-1942; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева "Повесть о настоящем человеке" по Б. Н. Полевому (1947-1948).

В послевоенные годы творчество Сергея Прокофьева приобрело черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты. Всё большее место начинают занимать в нём светлые лирические или фантастические образы (9-я соната для фортепиано, 1947; соната для виолончели и фортепиано, 1949). По-прежнему привлекает композитора мир детства, юности: вокально-симфоническая сюита "Зимний костёр" (1949) и оратория "На страже мира" на тексты Маршака (1950) - за оба произведения Государственная премия СССР, 1951; балет "Сказ о каменном цветке" по Бажову (1948-1950); 7-я симфония (1951-1952), за которую Прокофьев первым из советских композиторов был удостоен Ленинской премии (1957).

Государственная премия СССР в 1946 году за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 году за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано.







КОЛЛЕКЦИЯ  МУЗЫКИ  Прокофьева

Сергей Сергеевич Прокофьев вошёл в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству Прокофьева в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева - вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, кристально чистая. В процессе развития творчества Прокофьева всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом. Прокофьев существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счёт широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи.

Значок видео  
Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.

Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955-1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.
О. Б. Степанов.



1928-1929

Нажмите для просмотра произведения в полный размер

Блудный сын

Библейский сюжет Блудный Сын
(Сергей Прокофьев)

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Евангелие от Луки 
  Библейский сюжет



http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Sergei_Prokofiev_04.jpg
Tags: МУЗЫКА
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments