11(23).4.1891, Сонцовка, ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, - 5.3. 1953, Москва,
советский композитор, пианист и дирижёр,
народный артист РСФСР (1947).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сайт о Прокофьеве
советский композитор, пианист и дирижёр,
народный артист РСФСР (1947).
Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сайт о Прокофьеве
Родился в семье агронома. Заниматься музыкой начал с 5 лет под руководством матери, летом 1902 и 1903 годов - Р. М. Глиэра, приезжавшего в Сонцовку. К моменту поступления в Петербургскую консерваторию (1904) был автором 4-х опер, симфонии, 2-х сонат и фортепианных пьес. В 1909 году окончил консерваторию по классу композиции (учился у Лядова, Римского-Корсакова и Я. Витола), в 1914 году - дирижирования (у Черепнина) и фортепиано (у А. Н. Есиповой). В консерваторские годы зародилась творческая дружба Прокофьева с композитором Н. Я. Мясковским, продолжавшаяся до конца жизни.
1901.
"Гадкий утёнок" для голоса и фортепиано (1914)
С.Прокофьев, Гадкий утенок,соч.18.(Г.-Х.Андерсен)
З.Долуханова (меццо-сопрано),
Б.Козель (фортепиано)
Иллюстрации Н.Гольц и др.
и стихийная сила оркестровой "Скифской сюиты" (1914-1915); острый гротеск "Сарказмов" и скоморошья сказочность балета "Сказка про шута...". С 1908 года Прокофьев начинает регулярную и обширную концертную деятельность как пианист и дирижёр - исполнитель собственных произведений. Весной 1918 года Прокофьев направляется через Японию в США. Пребывание за рубежом вместо предполагаемых нескольких месяцев продолжалось 15 лет. Первые 4 года композитор проводит в поездках по Америке и Европе (главным образом Франции) в связи с постановкой своих сценических сочинений и сильно расширившейся концертной деятельностью. В 1922 году он живёт в Германии, а с 1923 года - в Париже. Зарубежный период творчества Прокофьева отмечен активным интересом к театральным жанрам. Он создаёт оперы: комическую
"Любовь к трём апельсинам" по Гоцци (1919), замысел которой возник ещё до отъезда за границу
, и экспрессивную драму "Огненный ангел" по Брюсову (1919-1927). Творческое содружество с Дягилевым, поставившим в 1921 году "Сказку про шута...", стимулировало создание новых балетов для его труппы: "Стальной скок" (1925) и "Блудный сын" (1928). В 1930 году для театра "Гранд-Опера" был написан балет "На Днепре". В области инструментальной музыки наиболее значительными работами этого периода были: 5-я соната для фортепиано, 3-я и 4-я симфонии (1924, 1928, 1930-1947
3-й, 4-й и 5-й концерты для фортепиано с оркестром (1917-1921, 1931, 1932). В последние годы пребывания за рубежом творческая активность Прокофьева стала снижаться - давал себя знать длительный отрыв от Родины. "В ушах моих должна звучать русская речь, я должен говорить с людьми моей плоти и крови, чтобы они вернули мне то, чего мне здесь недостаёт: свои песни, мои песни" ("Сергей Прокофьев". Статьи и материалы, 1965, с. 377). В 1927, 1929 годах композитор приезжает на гастроли в СССР и в 1932 году принимает решение окончательно возвратиться на Родину.
Он становится в ряды активных строителей советской музыкальной культуры. В течение нескольких лет (с 1933 года) ведёт занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории. В творчестве Прокофьева наступил период расцвета. Оно обогащается новыми значительными темами и идеями высокого гуманистического звучания. Выдающимся достижением советского и мирового искусства стал
балет "Ромео и Джульетта" (1935-1936)
в котором композитор создал образы подлинно шекспировской глубины и реалистической силы. Опера "Семен Котко" по повести "Я сын трудового народа" Катаева (1930) смело и во многом успешно разрешала трудную задачу освоения современной темы в оперном театре. Значительное место в предвоенные годы занимала работа Прокофьева для драматического театра и кино в содружестве с крупнейшими советскими режиссёрами - В. Э. Мейерхольдом, А. Я. Таировым, С. М. Эйзенштейном. Одним из этапных произведений Прокофьева стала
музыка к кинофильму "Александр Невский" Эйзенштейна
послужившая основой для одноименной кантаты. Обращение к народной историко-патриотической теме выявило и укрепило национальную основу творчества Прокофьева, ярко раскрывшуюся в последующих сочинениях - кантате "Здравица" (1939) на народные тексты, в музыке к фильму "Иван Грозный" (1942-1945; в редакции М. И. Чулаки создан балет, пост. 1975, Большой театр) и др. В 1930-е годы Прокофьев пишет произведения для детей: сборник фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку
"Петя и волк" для чтеца и оркестра (1936)
Экранизация симофнической сказки Сергея Прокофьева
© Союзмультфильм, 1958 г.
Режиссёр: Анатолий Каранович
мультфильм
Петя и волк
знакомящую детей в остроумной, живой образной форме с тембрами различных инструментов, детские песни. Конец 1930 - начало 1940-х годов отмечены новым взлётом творческой активности композитора. Он начинает работу почти одновременно над целым рядом сочинений: сонатой для скрипки и фортепиано, тремя сонатами для фортепиано (6-я, 7-я, 8-я), лирико-комической оперой "Обручение в монастыре" по пьесе Шеридана "Дуэнья", балетом "Золушка" (Государственная премия СССР, 1946).
Завершение большинства из них было отодвинуто начавшейся Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Важнейшей работой военных лет стала опера "Война и мир" по роману Льва Толстого (1941-1952) - одно из центральных произведений в творчестве Прокофьева и крупнейшее достижение советского оперного искусства. Тема войны отразилась и в др. сочинениях того времени: в 7-й сонате для фортепиано (1939-1942; Государственная премия СССР, 1943), 5-й и 6-й симфониях (1944, 1945-1947). С этой же темой связана и последняя опера Прокофьева "Повесть о настоящем человеке" по Б. Н. Полевому (1947-1948).Государственная премия СССР в 1946 году за 5-ю симфонию, 8-ю сонату для фортепиано и музыку к 1-й серии фильма "Иван Грозный" и в 1947 году за 1-ю сонату для скрипки и фортепиано.
КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЫКИ Прокофьева
Сергей Сергеевич Прокофьев вошёл в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль, свою систему выразительных средств. Творчеству Прокофьева в высшей степени присущи действенность и активность. В его произведениях преобладает эпическое начало. Яркой индивидуальностью отмечена лирика Прокофьева - вдохновенная, глубокая и вместе с тем внутренне сдержанная, кристально чистая. В процессе развития творчества Прокофьева всё яснее выявлялись его тесные связи с традициями русской музыки (Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова). Присущая композитору острая наблюдательность сделала его одним из выдающихся мастеров музыкального портрета, сочетающего внешнюю характерность с психологической правдивостью. Это предопределило главную роль сценических жанров в творчестве Прокофьева. Стремясь к сценическому реализму, преодолению статики и др. оперно-балетных условностей, Прокофьев значительно усилил в балете роль пантомимы, в опере отказался от стихотворного либретто, заменив его повсюду свободным прозаическим текстом. Прокофьев существенно обогатил сферу вокальной выразительности в опере за счёт широкого использования декламационности, основанной на гибком претворении речевых интонаций. Для опер Прокофьева характерны жанровая многозначность и многоплановость драматургии. Так, "Война и мир" сочетает в себе черты лирико-психологической драмы и народно-героической эпопеи.
Большое место в творческом наследии Прокофьева занимают фортепианные сочинения, в которых своеобразно преломились особенности пианизма Прокофьева: конструктивная ясность формы и фактуры, отчётливость звучания, инструментальная трактовка фортепианного тембра, упругость и энергия ритма. Симфонические (симфонии, увертюры, сюиты) и вокально-симфонические (оратории, кантаты) произведения также в целом отразили характерную для Прокофьева эпическую направленность. Большинству из них присущи объективность, повествовательность тона, драматургия, основанные не на столкновении, а на сопоставлении контрастных образов.
Творчество Прокофьева составило эпоху в мировой музыкальной культуре 20 века. Самобытность музыкального мышления, свежесть и своеобразие мелодики, гармонии, ритмики, инструментовки композитора открыли новые пути в музыке и оказали мощное воздействие на творчество многих советских и зарубежных композиторов. В 1955-1967 годах изданы 20 томов собраний музыкальных сочинений композитора.
О. Б. Степанов.
1928-1929 |
Блудный сын |
(Сергей Прокофьев)
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Евангелие от Луки Библейский сюжет
Journal information