Ушёл из жизни 3 декабря 2012 года.

Выдающийся кинорежиссёр и художник мультипликационного кино Фёдор Хитрук родился в Твери. О своей семье он говорит так: "Отец - инженер-станкостроитель, хотя у него была предрасположенность к изящным наукам. Мама - домашняя хозяйка. У нее была самая тяжелая работа - она растила трех оболтусов-сыновей. Братья пошли по технической линии. Я один такой. Когда мне было 7 лет, наша семья переехала в Москву. С тех пор здесь и живу... Даже среднюю школу не удалось окончить - в 1931 году от Наркомтяжпрома (была такая почтенная организация на площади Ногина) отца направили в Германию. Это была длительная командировка, поэтому поехали всей семьей, у меня было пять классов. В основном, жили в Штуттгарте. Поступил в художественно-ремесленное училище, проучился с начала 1932 г. по начало 1934 г., тут истек срок работы отца. Впрочем, нам все равно пришлось бы оттуда уматывать - наступили тяжелые гитлеровские времена.
В Москве продолжил обучение в художественном техникуме ОГИЗа - Объединенного государственного издательства художественной литературы. Я к тому времени уже твердо избрал профессию иллюстратора...". В 1938 году Хитрук был принят на работу художником-мультипликатором на киностудию "Союзмультфильм". Впоследствии нарисовал за свою службу на студии более 200 ролей в классических мультипликационных лентах. В 1935 году в Москве демонстрировались три фильма Уолта Диснея. Федор Хитрук посмотрел эти фильмы и понял, что видел чудо. В одном из поздних интервью Хитрук говорил: "Я был потрясен диснеевской анимацией - вся Москва находилась под впечатлением тех фильмов и распевала песенку "Нам не страшен серый волк" из "Трех поросят".

Но я и не мечтал, что сам стану когда-нибудь мультипликатором, что когда-нибудь попаду в эту легендарную студию, покажу им свои фильмы, и они скажут: "Хорошо, нам нравится!" А это случилось - в 1975 году". Кинорежиссёром Фёдор Хитрук стал в 1962 году. Первая его работа - фильм История одного преступления. Затем были "Топтыжка", "Каникулы Бонифация", "Человек в рамке", серия картин о Винни-Пухе, "Фильм, фильм, фильм", "Икар и мудрецы", "Остров", "Дарю тебе звезду", "Лев и бык"... Один фильм лучше другого! И все они отличались высоким профессионализмом, ясностью художественного языка, вкусом.
.



Хитрук - организатор и руководитель мультипликационной мастерской на Высших режиссёрских и сценарных курсах, в которой вырастил целую плеяду молодых и способных мастеров. А еще Федор Савельевич - лауреат Государственной премии СССР (1976, 1982 годы), народный артист СССР, почетный президент Ассоциации анимационного кино.
Топтыжка | Лев и Бык | Остров | Винни-Пух | ||
Винни-Пух идёт в гости | Винни-Пух и день забот |
|
Человек в рамке | Фильм,фильм,фильм | Икар и мудрецы | История одного преступления | Юноша Фридрих Энгельс |
Статья о Фёдоре Савельевиче Хитруке из 11 номера журнала «Мурзилка» 1975 года.
Я прожил на свете довольно много лет, но ни разу ещё не видел человека, который не любил бы мультфильмы. Может быть, тебе они встречались? Думаю, что нет. Все любят мультики — и ребята, и взрослые. И конечно, ты да и другие читатели «Мурзилки» без труда назовёте по именам всех, кто нарисован на этой странице. Но почему у медвежонка Винни-Пуха в лапах цветы? Почему его приятели принесли с собой красивый воздушный шарик на ленточке?
Потому что в далёком 1975 году они пришли на страницы журнала «Мурзилка» поздравить с 58-м днём рождения того, кто их придумал и оживил на экране, — режиссёра Фёдора Савельевича Хитрука.
Режиссёр — это человек, умеющий видеть мультфильм, которого ещё нет. Он смотрит его в своём воображении и рассказывает своим товарищам по работе, что он увидел, прочитав сценарий. И тогда все вместе они принимаются за дело.
Фёдор Савельевич Хитрук всегда видел удивительно интересные фильмы, а потом показывал их нам.
В. Матвеев
Когда Фёдору Савельевичу было 20 лет он проиллюстрировал для журнала «Мурзилка» стихотворение А. Кардашовой «Бобы» (11 номер 1937 года).
Бобы
Папа мне принес пакет.
В нем орехи или нет?
Вот раскрыла я пакет.
Тридцать штук семян бобовых,
Лакированных, лиловых,
Поскакали на паркет.
Папа мне сказал:
«Иди. Их скорее посади,
Чтобы к майским торжествам
Зеленеть твоим бобам!»
Землю я весь день таскала.
Все боялась — будет мало.
Двадцать раз летала в сад
И опять неслась назад.
Но зато, когда стемнело,
Мама спать идти велела,
Каша стыла на столе, —
Тридцать штук семян бобовых,
К маю вырасти готовых,
Были в ящике, в земле.
Утром я из кувшина
Поливала семена.
Вот я кончила обедать
И пошла бобы проведать.
Что же это в самом деле?
Их, должно быть, черви съели?
Я все дни, все ночи тут.
А бобы всё не растут.
Вдруг я вижу — тонкий, белый
Вышел стебель, как стрела.
Я на белый не глядела,
Я зеленого ждала.
А бобы вовсю старались,
Торопились, продирались,
Незаметно из земли
Вылезали и росли.
А когда под красным флагом
Шёл весёлым крепким шагом
В красных галстуках отряд,
Тридцать пар листков зелёных
На стеблях своих точёных
Стройно встретили парад.
Рис. Ф. Хитрука
Энциклопедия отечественного кино: Фильмография
Федор Хитрук. Профессия — аниматор
Федор Хитрук
Мультипликатор, умер в 2012 году в возрасте 95 лет в Москве
Записала Елена Егерева. СОВЭКСПОРТФИЛЬМ
Все рождается из малого. Мы жили на Тверском бульваре, и каждое утро дворничихи начинали страшно шуметь, а потом включали одну и ту же песню Утесова «Что-то я тебя, корова, толком не пойму». Я и сам не понимаю, как это вышло, но моим первым мультфильмом стала «История одного преступления».
Сегодня я бы снимал мультфильмы про деньги.
Ну да, я — ветеран Великой Отечественной войны, снял «Каникулы Бонифация». Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели простой веселой истории.
Ненавижу думать о войне, но насколько я помню, мы тогда не говорили о смерти, о ранах. По любому поводу — гоготали.
Когда я выбирал тему для первого фильма, сравнивал себя с человеком, который встал на бочку и обратился к людям вокруг. Что ты им скажешь? Мультфильм не диалог двух людей. Это разговор одного с миллионами.
Винни-Пуха я рассматривал как философа, придерживающегося формальной логики. Например. Это «жжж» неспроста. Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мед? Чтобы я его ел.
Страх не порок. Я часто страдал от того, что говорил спорные вещи. Потом раскаивался. Страх — это защитный рефлекс, которым нас наградила природа.
Я нахожу специфическое удовольствие в наблюдении за движениями. Смотрю на людей — какая игра жестов у них идет, какие недомолвки, паузы, и мне это представляется неким готовым произведением. Как-то на студию пришла моя приятельница с огромным догом, прямо теленком. Михаил Цехановский, режиссер «Каштанки», посмотрел и говорит: «Да этого бы нам хватило на целый месяц».
Нам, аниматорам, легче изобразить человеческие чувства и человеческие отношения через опосредованный образ. Поэтому и главные герои в основном животные. Лобовой подход лишил бы нас самого главного — самостоятельности языка. Главный редактор Госкино все пальчиком грозил: «Имейте в виду, вы разговариваете на эзоповым языке, но мы вас все равно раскусим».
Сегодня мне жаль потерянных лет и потерянной веры в какое-то будущее.
Тот же Винни-Пух, в отличие от диснеевского, у меня голый. Надеть что-то на лису, зайца — значит придать им статус человеческого персонажа. А для нас они и так были людьми, и мир их был миром человеческим.
Первый фильм, как и первая книга, выходят сильными, потому что вкладываешь туда все, что накопил за всю жизнь. А в следующие — только то, что за год или полгода.
Я играл Оле-Лукойе, и горжусь этим. Я играл волков в «Пете и Красной Шапочке», вообще много волков я сыграл. Я играл лису в «Серой шейке», пьяного воробья. Что это значит? Воробья пригласили в гости — это басня Михалкова «Непьющий воробей» — напоили его со страшной силой. И вот он идет-бредет пьяный. Мне нужна достоверность. Поэтому сначала я наблюдал за живыми воробьями — как они скачут. Но чтобы изобразить пьяного воробья, я должен был на себе испытать все эти нагрузки и движения. Я вставал перед зеркалом, двигался, как пьяный, и смотрел. Все, что движется, можно играть. Я играл даже репродуктор и чайник.
Зачем люди пьют? Вообще, я не против. Я и сам попиваю иногда. Поднимает бодрость духа, помогает забыть кое-что, что неприятно вспоминать.
Самые подозрительные, на мой взгляд, те, кто все или только хвалят, или ругают. Нормальный человек полон противоречий.
Journal information