1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Михаил Афанасьевич Булгаков

— Ну что же, — обратился к Мастеру Воланд с высоты своего коня, — все счета оплачены? Прощание совершилось?
— Да, совершилось, — ответил Мастер и, успокоившись, поглядел в лицо Воланду прямо и смело. Тут вдалеке за городом возникла темная точка и стала приближаться с невыносимой быстротой. Два-три мгновения, точка эта сверкнула, начала разрастаться. Явственно послышалось, что всхлипывает и ворчит воздух.
— Эге-ге, — сказал Коровьев, — это, по-видимому, нам хотят намекнуть, что мы излишне задержались здесь. А не разрешите ли мне, мессир, свистнуть еще раз?
— Нет, — ответил Воланд, — не разрешаю.
— Он поднял голову, всмотрелся в разрастающуюся с волшебной быстротою точку и добавил: — У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще все кончено здесь. Нам пора! (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

«Все кончено здесь» — и это было правдой.

Кончилось в романе и кончилось в жизни. Мастер уходил, угасая день ото дня. А страницы самого мистического романа XX века, не успев остыть от его руки, начинали жить своей жизнью. Написанное воплощалось в реальных образах и событиях и так накрепко переплеталось с ними, что никто ни тогда, ни сейчас не смог разорвать этой поразительной спайки жизни и вымысла. Или же, напротив, — свести их под одной крышей, истолковать так, чтоб не осталось вопросов, но самое главное — уловить в этой стихии стремительный бег всепроникающей писательской мысли.

Первыми с «Мастером и Маргаритой» познакомились близкие друзья писателя. Чтение происходило в доме М.А. Булгакова в апреле— мае 1939 года. К концу романа все присутствующие: драматург А.М. Файко, завлит МХАТа П.А. Марков, артист Художественного театра Е.В. Калужский, историк-театровед В.Я. Виленкин и другие, — похоже, впали в оцепенение. «Последние главы слушали, почему-то закоченев. Все их испугало…» — записала Елена Сергеевна, супруга Михаила Афанасьевича. Испугало и удивило одновременно: «Роман пленителен и тревожащ», — таковы были первые отзывы. Все понимали, что ничего похожего не читали, что услышали произведение «исключительной художественной силы и глубины». Понимали, что оно не будет напечатано и что небольшой эпизод (в одной из редакций романа), где за «героем с мужественным лицом» скрывается Иосиф Сталин, который ко всему прочему «правильно» (в оценке дьявола) делает свое дело, — лишь капля в море остального остросоциального контекста романа, как и всего творчества Булгакова. Любопытно, что сам Михаил Афанасьевич лелеял надежду представить «Мастера и Маргариту» «наверх», свидетельство тому — запись от 23 октября 1937 года в дневнике Елены Сергеевны.

ПРОДОЛЖЕНИЕ..... Мастер: жизнь вне компромисса

http://english.ruvr.ru/data/2011/01/17/1274388742/2773763977_33b3d419eb_b.jpg
Официальный сайт - Михаил Булгаков

 
 


Михаи́л Афана́сьевич Булга́ков (1891—1940) — русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.
Биография


Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской). В 1909 г. закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1916 г. получил диплом врача и был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме. В 1915 г. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа.

Во время гражданской войны в феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем — в белогвардейских Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками проводит в Чечне, затем во Владикавказе.

В конце сентября 1921 г. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»). В это же время он публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 г. в «Гудке» напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова.

В 1923 г. Булгаков вступает во Всероссийский Союз писателей. В 1924 г. он знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской, которая вскоре становится его новой женой.

В 1928 г. Булгаков едет с Любовью Евгеньевной на Кавказ, посещает Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году проходит премьера пьесы «Багровый остров». У Булгакова возникает замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита» (ряд исследователей творчества Булгакова отмечают влияние на него при замысле и написании этого романа австрийского писателя Густава Майринка, в частности можно говорить об инспирацией такими романами последнего как «Голем», который Булгаков читал в переводе Д.Выгодского, и «Зелёный лик»). Писатель также начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 г. Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, будущей третьей женой.

В 1930 г. произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 г. Булгаков пишет брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Иосиф Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В 1930 г. Булгаков работал в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 г. — во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента, на сцене которого в 1932 г. инсценировал «Мёртвые души» Николая Гоголя. С 1936 г. работал в Большом театре как либреттист и переводчик.

В 1936 г. состоялась премьера булгаковского «Мольера» в МХАТе. В 1937 г. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I».

В 1939 г. Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Вопреки ожиданиям писателя пьеса была запрещена к печатанию и постановке. Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Писатель начинает диктовать Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 г. друзья и родные постоянно дежурят у постели Булгакова, который страдает болезнью почек. 10 марта 1940 г. Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Творчество

Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919 г.

1922—1923 г. — публикация «Записок на манжетах», в 1925 выходит сборник сатирических рассказов «Дьяволиада». В 1925 г. также публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира».

В 1926 г. во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,

В 1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег».

С 1926 по 1929 г. в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина квартира», в 1928—1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров». [(1928)]

В 1932 г. возобновлена постановка «Дней Турбиных» во МХАТе.

В 1934 г. завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37 глав.

Основные произведения

* Грядущие перспективы (статья в газете «Грозный»)(1919)
* Стальное горло (1925)
* Белая гвардия (1922—1924)
* Записки на манжетах (1923)
* Вьюга (1925)
* Звёздная сыпь (1925)
* Зойкина квартира (1925), в СССР опубликована в 1982 г.
* Кабала святош (1929)
* Крещение поворотом (1925)
* Роковые яйца (1924)
* Полотенце с петухом (1925)
* Пропавший глаз (1925)
* Тьма египетская (1925)
* Собачье сердце (1925), в СССР опубликована в 1987 г.
* Морфий (1926)
* Трактат о жилище. Сборник рассказов.[1] (1926)
* Бег (1926—1928)
* Багровый остров (1927)
* Мастер и Маргарита (1928—1940), опубликован в 1966—67 гг.
* Блаженство (Сон инженера Рейна) (1934)
* Иван Васильевич (1936)
* Мольер (Кабала святош), пост. 1936)
* Записки покойника (Театральный роман) (1936—1937), опубликован в 1966 г.
* Последние дни («Пушкин», 1940)

Булгаковская Энциклопедия: http://www.bulgakov.ru/
Московский государственный музей Булгакова:
http://www.bulgakovmuseum.ru/




http://www.bulgakovmuseum.ru/i/shapka1.jpg
http://www.bulgakovmuseum.ru/p/247.jpg


http://www.richcollection.ru/uploads/catalog/img_others/img_others484455c8055c0.jpg

http://www.yurov.ru/photos/cities/kiev/mikhail_bulgakov_house.jpg
http://www.clujnights.ro/images/galleries/54/196/medium.jpg
Tags: Литература | Поэзия
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments