Categories:

Ольга Фёдоровна Берггольц

Анна Пирятинская.Ольга Берггольц

* * * Я сердце свое никогда не щадила: ни в песне, ни в дружбе, ни в горе, ни в страсти... Прости меня, милый. Что было, то было Мне горько. И все-таки всё это - счастье.

И то, что я страстно, горюче тоскую, и то, что, страшась небывалой напасти, на призрак, на малую тень негодую. Мне страшно... И все-таки всё это - счастье.

Пускай эти слезы и это удушье, пусть хлещут упреки, как ветки в ненастье. Страшней - всепрощенье. Страшней - равнодушье. Любовь не прощает. И всё это - счастье.

Я знаю теперь, что она убивает, не ждет состраданья, не делится властью. Покуда прекрасна, покуда живая, покуда она не утеха, а - счастье.

1952
Ольга Берггольц стихи

Последняя из известных записей Ольги Берггольц. Август 1975 год

(1910-1975), русская поэтесса. Родилась 3 (16) мая 1910 года в Санкт-Петербурге,
на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. В 1930 году окончила филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты "Советская степь", редактором "комсомольской страницы" газеты ленинградского завода "Электросила" (впечатления этих лет отразились в книге очерков "Глубинка", 1932, сборнике рассказов "Ночь" в "Новом мире", 1935, повестях "Журналисты", 1934; "Зерна", 1935). Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т.ч. первые сборники "Стихотворения", 1934, и "Книга песен", 1936, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", счастливой комсомольской семье, и рассказы для детей и юношества - сборник "Как Ваня поссорился с баранами", 1929, повесть "Углич", 1932, и др.) с одобрением встретили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, А.А. Ахматова, М. Горький. В 1938 году погиб первый муж Берггольц, известный комсомольский поэт Б.П. Корнилов, репрессированный по ложному обвинению; саму ее заключают в тюрьму, где она находилась с декабря 1938 по июнь 1939 года. Ноты трагизма появляются в стихах конца 1930-х годов, большинство которых опубликовано в сборнике "Узел" (1965, в т.ч. "Не может быть, чтоб жили мы напрасно!.."), а наиболее острое, посвященное тем, кто "обманулся... любя" свою страну и декларированные ею идеалы, - "Нет, не из книжек наших скудных" (1939) - вышло в свет только в 1987 году. В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио (выступления вошли в книгу "Говорит Ленинград", 1946, 1-е издание было изъято в связи с т.н. ленинградским делом после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград"). Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами ("Письма на Каму", "Разговор с соседкой", поэмы "Февральский дневник", "Ленинградская поэма", обе 1942; "Памяти защитников", 1944, "Твой путь", 1945; сборники "Ленинградская тетрадь", 1942, "Ленинград", 1944, в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть). Среди других произведений Берггольц - героико-романтическая поэма "Первороссийск" (1950; Государственная премия СССР, 1951), посвященную петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для создания там коммуны; книга лирически-исповедальной прозы "Дневные звезды", 1959 (не завершена), написанные совместно с А.Г. Макороненко пьесы "Они жили в Ленинграде" (1944) и "У нас на земле" (1947), киносценарий "Ленинградская симфония" (1945), цикл стихов о Сталинграде (1952), трагедия "Верность" (1954) - о днях обороны Севастополя в 1941-1942 годах. Строки Ольги Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто". Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года.
Гении и злодеи. Ольга Берггольц. 2010. ТК Цивилизация НЭО

все стихотворения
Петербург. Время и место - Ольга Берггольц 2007 вед. А.Толубеев
Засадный полк (программа Льва Аннинского). 2008
Ода Ленинграду и Ленинградцам
Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.
И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.
И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали -бы нам.
О да, мы счастье страшное открыли —
достойно не воспетое пока,—
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака;
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить,
             когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.
promo 1969ja december 16, 2020 11:36 4
Buy for 10 tokens
Оттепель стихи. Оттепель стихи. Все важные фразы. Ок Мельникова. Читает Елена Кирьянова.