Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника.
Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Воспитывался в академии при поддержке Общества поощрения художникам, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834 году написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.
Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Торре дель Греко близ Помпеи. 1846


Александр Андреевич Иванов
Россия. Санкт-Петербург. Некрополь мастеров искусств. Участок Художников. Скульптурный памятник. Скульптор Л. Гульельми, архитектор С.А. Иванов, мастер А.Н. Беляев, 1859 г. Мрамор, 211х123х100.
Жертвенник белого мрамора, с четырехскатным завершением и рельефным карнизом, на прямоугольном постаменте. На трех сторонах жертвенника в глубоких филенках рельефные изображения венков из лавровых ветвей с лентами, на лицевой (западной) стороне барельефный профильный портрет А.А. Иванова с вырубленной надписью:
1807 - 1858 Александръ Ивановъ.
А.А. Иванов был перезахоронен с Новодевичьего кладбища в 1936 г., тогда же перенесено и надгробие. Идея создания памятника и его проект принадлежит брату художника - архитектору Сергею Андреевичу Иванову. Архитектор большую часть жизни прожил в Италии, где занимался изучением античных древностей и проектированием надгробных памятников. Там и был исполнен эскизный проект надгробного памятника художника. Проект существует в двух вариантах, отличающихся лишь деталями и более четкой проработкой портретного барельефа. Одновременно архитектор подготовил эскиз портретного бюста Иванова. Проекты хранятся в ГНИМА им. А.В. Щусева. Сотрудником архитектора в осуществлении проектов надгробий был римский скульптор Луиджи Гульельми, которому Иванов поручил изготовить в мраморе надгробие с барельефным портретом и бюст. В 1859 г. обе работы были выполнены. По поручению архитектора и М.П. Боткина, близкого друга Иванова, в С.-Петербурге установкой памятника занимался скульптор, реставратор Эрмитажа - Александр Николаевич Беляев. О выполнении работ в письме к Боткину и Иванову он сообщил следующее: «Поручение Ваше с удовольствием исполнил, поставил памятник достойному и уважаемому художнику Александру Андреевичу Иванову. Фундамент положил довольно глубоко из плит, а не из кирпича, по нашему климату кирпич не имеет прочности. Плиту поставил из сердобольского гранита, цельную, хорошо обработанную и такого же размера, каков на плане и рисунке. Самый мраморный памятник принял в 4-х ящиках, осторожно раскрыл и поставил на плиту по рисунку и, как вы писали, без всякого повреждения <...»>. Памятник был установлен в конце 1860 г. Портретный бюст хранится в ГТГ, гипсовый повтор - в ГРМ.
Приам испрашивает у Ахиллеса
труп Гектора.
Явление Христа народу. 1837-1857

Journal information