1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Жемчугова, Прасковья Ивановна

http://img-fotki.yandex.ru/get/5811/108239170.b6/0_85c13_58fd9958_L


31 июля 1768 года в семье крепостного кузнеца Ивана Ковалёва родилась девочка. Её назвали таким обычным для тех времён именем – Прасковья. Такое начало жизни вряд ли сулило что-то хорошее – она бы выросла, как все крестьянские дети, вышла бы замуж и в тяжёлом труде, родах и вечной заботе провела бы свою жизнь обычной крестьянки, и память о ней отошла бы в тень со смертью её родных и близких.

Но судьба её сложилась иначе, и до сих пор поражает стечением фантастически благополучных и обыденно-несчастливых обстоятельств. Как будто над её жизнью колдовали добрая фея и злой случай. Её жизнь – подлинная история Золушки, и, наверное, поэтому она так интересна до сих пор.

Прасковья была старшим ребёнком в семье и с самых малых лет должна была научиться нянчить младших братьев и сестёр, помогать матери по дому и собирать грибы и ягоды в лесу. Сама девочка находила, что семья жила весело, у родителей были хорошие голоса, и они часто пели после работы и в праздники. На этих народных песнях смог развиться удивительный голос Прасковьи, благодаря которому, она попала в мир искусства.


Прасковье было семь лет, когда в её родную деревню Березники приехала княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая разыскивала таланты среди крестьянских детей для создания крепостного театра. Девочка с хорошим голосом не осталась незамеченной, и пришлось ей покинуть родных и поехать в усадьбу Шереметевых, в Кусково, где иностранные учителя готовили актёров из русских крепостных для театра графа Петра Борисовича Шереметева.

Можно только догадываться, каково было семилетней девочке покидать своих родителей для новой и неизвестной жизни. Но на новом месте скучать не пришлось – нужно было обучиться музыкальной грамоте, игре на арфе и клавесине, выучить итальянский и французский языки, освоить танцы и актёрское мастерство. Учитель вокала, восхищённый голосом девочки, не раз повторял: "Зачем учить соловья пению?"

Простую фамилию Прасковьи заменили драгоценным псевдонимом Жемчугова. За несколько лет из обычной крестьянской девчонки она превратилась в изнеженную и образованную барышню, но оставалась крепостной, рабыней, игрушкой своего господина и горечь её положения должна была ещё сильнее ранить творческую душу.

С одиннадцати лет Прасковья Жемчугова получала небольшие роли в Шереметьевском театре, её первая роль – служанки в опере Гретри "Опыт дружбы". Всего же она успела исполнить на сцене Шереметьевского театра более пятидесяти оперных партий.

Граф Пётр Борисович переезжал из имения в имения и наиболее талантливых актёров, среди которых была и Жемчугова, брал с собой. Сохранилась легенда, что не на сцене, а в одном из таких "дачных" выездов впервые встретил Прасковью Жемчугову сын графа – Николай Петрович, как раз, вернувшийся из заграничного путешествия. Молодой граф сразу заинтересовался хорошенькой актрисой, но Пётр Борисович держал своих актёров в строгости и даже его сын не мог открыто встречаться с крепостной актрисой.

Талант Прасковьи Жемчуговой расцветал, она получала главные роли и в семнадцать лет сыграла лучшую свою, по отзывам современников, роль – Элианы в "Браках Самнитян", за которую Екатерина Вторая, присутствовавшая на одном из спектаклей, подарила крепостной актрисе бриллиантовый перстень.

В 1788 году Пётр Борисович умер и всё состояние его, все крепостные, в том числе и Прасковья Жемчугова, перешли сыну. Николай Петрович сначала пустился в безудержные кутежи, устраивал пиры, балы, охоты.

Талантливая актриса стала почти официальной любовницей графа. Он поселил Прасковью в Шереметьевском дворце. Любила ли она его? Была ли счастлива? Крепостная актриса, рабыня, она не могла, не смела отказать своему хозяину, даже если и не любила его. Видимо, граф и сам понимал это, и не торопился давать вольную своей любовнице.

Видимо, под влиянием Прасковьи Николай Петрович со временем остепенился, занялся своим театром и благотворительностью. Жемчугова теперь получала лучшие роли и была его неизменной звездой. В 1797 году Шереметьевский театр посетил император Павел Первый, подаривший приме драгоценный камень, а владельца театра пожаловавший званием обер-гофмаршала.

Новое положение требовало присутствия графа в Петербурге, и он уехал туда, забрав с собой и Жемчугову. Сырой климат Петербурга погубил Прасковью – она заболела чахоткой (туберкулёзом), потеряла голос и вынуждена была оставить сцену. Чтобы утешить свою любовницу, граф даровал вольную ей и её семье.

Вскоре Николай Петрович осознал, что любовь к Прасковье столь сильна, что он не может жениться на другой женщине. В 1801 году они заключили тайный брак в церкви Симеона Столпника, что на Поварской улице. Прасковья Жемчугова стала графиней Шереметевой, но об этом никто, кроме неё и мужа не знал.

Два года спустя у молодожёнов родился сын Дмитрий. Прасковья, чьё здоровье ухудшилось, умерла через три недели после родов. Потеряв жену, граф понял, как сильно он любил её, в письмах друзьям и родным он сообщал, что лишился лучшего друга, ангела дома. Он перестал стесняться жены, сделал свой тайный брак явным, а сына признал законным наследником, чем сильно досадил своим родственникам, ожидавшим наследства.

Перед смертью Жемчугова просила мужа создать Странноприимный дом и обеспечить приданым несколько бедных невест. Николай Петрович не только выполнил просьбу жены, но и в память о ней посвятил оставшуюся жизнь благотворительности.
Женя Чикурова

Пленницы судьбы - Прасковья Жемчугова



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8a/ZhemchugovaSamnites.jpg
Прасковья Жемчугова в роли Элианы

Роли в театре

     Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
     Белинда, «Колония, или Новое селение» Антонио Саккини
     Луиза, «Дезертир, или Беглый солдат» Монсиньи
     Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
     Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
     Анюта, «Тщетная предосторожность, или Перевозчик Кусковский» Колычёва
     Миловида, «Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова»
     Роза, «Роза и Кола» Монсиньи
     Нина, «Нина, или Безумная от любви» Паизиелло
     Блондино, «Инфанта Дзаморы» Паизиелло
     Люсиль, «Ричард — Львиное Сердце» Гретри
     Колетта, «Деревенский колдун» Руссо
     Элиана, «Браки Самнитян» Гретри
     Алина, «Царица Голкондская» Монсиньи
     Зельмира, «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила» О. А. Козловского


Прасковья Жемчугова,история любви и жизнь

http://www.nearyou.ru/argunovN/kovaleva.jpg
Tags: Театр
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments