1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Анатолий Дмитриевич Папанов








фото Анатолий Папанов

30.10.1922, г. Вязьма – 07.08.1987, г. Москва

Заслуженный артист РСФСР (1958)
    Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам» (1964)
    Народный артист РСФСР (1966)
    Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» (1963)
    Народный артист СССР (1973)
    Государственная премия СССР (1989) — за роль Копалыча (Николая Павловича Старобогатова) в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...») (1987 — посмертно)
    Орден Октябрьской Революции (1986)
    Орден Отечественной войны I степени (1985)
    Орден Отечественной войны II степени (1975)
    Орден Трудового Красного Знамени (1981)

.......Кинематограф не замечал Анатолия Папанова вплоть до начала 60-х годов, однако, после грандиозного успеха фильма «Живые и мертвые», котором Анатолий Папанов сыграл генерала Федора Серпилина, спрос на актера Папанова возрос неимоверно. Артист с неподражаемым чувством юмора был отмечен и востребован в кинематографических кругах. В 60-е годы Анатолий Папанов снимается в самых разных жанрах и ролях, снимается много, создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Среди его работ – роли в психологической драме «Наш дом», киноповести об ученых «Иду на грозу», лирических комедиях: «Приходите завтра», «Дети Дон-Кихота», «Порожний рейс», сатирической комедии «Дайте жалобную книгу».......


Памяти Анатолия Папанова...Памяти Анатолия Папанова...
Памяти Анатолия Папанова...Памяти Анатолия Папанова...
Памяти Анатолия Папанова...
Жизнь и творчествоГалереяО нем пишутГостевая книга (раньше)

Официальный сайт

"Единство творчества я вижу
в искусстве театра, кино,
телевидения, эстрады.
Четыре музы, а ты один..."
А. Папанов

img.php

ПОД ПЛАЩОМ МЕЛЬПОМЕНЫ

Актёры - удивительное племя...

Пушкин А.С. Медный всадник.
Читает А. Папанов.


50531710_Papanov_

Николай Васильевич «Приходите завтра»,

1274242758_1493d581904e



'Живые и мертвые'  генерал Серпилин «Живые и мертвые»,

95f745ca9dfc175d9785b4c536d
Кутайцев «Дайте жалобную книгу»,

Dayte-zalobnuu-knigu-e1281362264288




Сокол-Кружкин «Берегись автомобиля!»,

lolikv




врач Бондаренко «Дети Дон-Кихота»,
http://s47.radikal.ru/i117/0902/a3/32089cdc7278.jpg



механик Лелик «Бриллиантовая рука»,





атаман Ангел («Адъютант его превосходительства»), Киса Воробьянинов
«Двенадцать стульев»,


http://st.free-lance.ru/users/venuko/upload/f_4b212e03bdd1f.jpg


командировочный «Джентельмены удачи», няня
«По семейным обстоятельствам», Копалыч «Холодное лето пятьдесят третьего»





И еще сотни ролей, десятки мультфильмов и почти сорок лет служения Московскому театру сатиры. Эксцентричный, комедийный, серьезный, Анатолий Папанов остается любимейшим актером миллионов. Его заразительный клич «Свободу Юрию Деточкину!» обрел обобщающий смысл и ушел с экрана на улицы, в поговорку, подобно фольклору. А философское «Спокойно, Козладоев, сядем усе…», произнесенное в «папановской» манере, нет-нет, да и сорвется и сегодня с языка, вызывая улыбку. И все эти образы создал он – Анатолий Дмитриевич Папанов. Такой знакомый и всегда удивительный…

Согласитесь, что если красота спасет мир, то доброта и порядочность только укрепят его после спасения. И если эти качества действительно закладываются в нас с детства и на всю жизнь, то Анатолий Папанов прямое тому подтверждение. Судите сами.

Его мать, Елена Болеславовна Росковская, полька и католичка, тайно приняла православную веру, выйдя замуж за русского. Отец актера, Дмитрий Филиппович, был простым рабочим. Но это не мешало Елене Болеславовне относиться к нему с огромным уважением. Когда 31 октября 1922 года в городе Вязьма родился Толя, мать приучила сына, а позднее и младшую дочь Нину, обращаться к отцу только на «вы» и воспитала в них веру в Бога.

Прожив несколько лет в Вязьме, семья Папановых перебралась в Москву. Дети пошли в школу. Здесь Анатолий впервые и увлекся театром. Он поступил в школьный драмкружок, а затем в театральную студию при заводе «Каучук». Работая литейщиком в ремонтных мастерских 2-го Московского шарикоподшипникового завода, молодой человек не только все свое свободное время посвящал студии, но и без конца появлялся в коридорах «Мосфильма», снимаясь в массовках разных картин: «Суворов», «Минин и Пожарский», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»… Однако все это продолжалось недолго…

Началась война. И вчерашние школьники оказались на фронте. Среди них был и Толя Папанов: «Я попал на передовую юношей, лишь год назад окончившим школу. Мои ровесники вынесли на своих плечах огромную ношу. Но мы верили в победу. Перед нами был великий пример героев фильма «Мы из Кронштадта», фильмов о Максиме, «Семеро смелых». Мы спорили, строили планы, мечтали… Многие мои товарищи погибли на моих глазах. Разве забыть, как после двух с половиной часов боя от сорока двух человек осталось тринадцать?..»

В начале 1942 года чуть не погиб и сам Папанов. В боях на Юго-Западном фронте он получил тяжелое ранение в ногу. Пролежав около полугода в госпиталях под Махачкалой, с группой инвалидности юноша
был комиссован из армии.

Надо признать, что ни тяготы солдатской жизни, ни чудовищное нервное и физическое перенапряжение, ни собственное увечье не ожесточили его сердце. Он продолжал жить. И хотя теперь это было не просто, осенью 1942 года, такой как есть: длинный, худой, некрасивый, в линялой гимнастерке, с нашивками ранений, опираясь на палку, Папанов переступил порог Государственного института театрального искусства им. А. Луначарского и подал документы. Перед зачислением художественный руководитель института Михаил Тарханов спросил: «Но сможешь ли ты ходить без палки? Ведь актер не должен хромать!» У Папанова была сильно изуродована стопа, но он ответил: «Смогу». Это прозвучало так убедительно, что сомнений в честности его ответа ни у кого не возникло. И он действительно смог.

Студент ГИТИСа Анатолий Папанов был зачислен сразу на второй курс актерского факультета в мастерскую артистов МХАТа М. Орловой и В. Орлова. Учился он настолько хорошо, что вскоре стал одним из лучших. Усердно занимаясь с педагогом по движению, он уже не только ходил без палки, но и прекрасно танцевал. А вот голос и манера говорить... Педагоги все время ругали его «за неправильные шипящие», но так и не смогли ничего поделать. И слава Богу! Ведь этот голос станет впоследствии так знаменит!

В институте он встретил и свою «единственную», будущую супругу Надежду Каратаеву. Она вспоминает: «Толя был такой худой, шея тонкая. Я ходила к нему домой, он меня познакомил со своей мамой. Жили они бедно, и сказать, что он выгодный жених, было бы не правдой. Единственное… на нашем курсе он был первым учеником». Анатолий Папанов закончил с отличием театральный институт и был приглашен сразу в три столичных театра: в Малый, в Театр им. Вахтангова и в МХАТ. Однако от этих предложений он отказался. Разумеется, перспектива работать в этих прославленных коллективах была более чем заманчива. Любой актер ухватился бы за такой шанс. Но только не Папанов. Будучи теперь человеком с полугодовым семейным стажем, он предпочел последовать за женой. А ее распределили в Клайпеду.

Там, в Клайпеде, в Русском драматическом театре, после премьеры спектакля «Молодая гвардия», в котором Папанов сыграл роль Сергея Тюленина, появилась первая в его жизни рецензия на выступление. Октябрьский номер газеты «Советская Клайпеда» писал: «Особенно удачно исполнение роли Сергея Тюленина молодым актером А. Папановым. Неиссякаемая энергия, инициатива, непосредственность в выражении чувств, страстность, порывистость отличают его. Зритель с первых же минут горячо симпатизирует Тюленину–Папанову».


Неоконченная война Анатолия Папанова

В клайпедском драмтеатре он сыграл немало ролей, но судьбе было угодно, чтобы актер все же вернулся в Москву. Однажды, приехав с женой в столицу, чтобы навестить родителей, он шел по Тверскому бульвару… И неожиданно встретил Андрея Гончарова. В студенческую бытность, когда Папанов учился в ГИТИСе, Гончаров был самым молодым режиссером в институте. Теперь же он работал в Театре сатиры. Узнав старого приятеля, Гончаров очень обрадовался и предложил: «Переходи ко мне в театр!»

Молодожены поселились в Москве, в общежитии. И оба были приняты в труппу Театра сатиры. Почти полвека спустя Надежда Юрьевна Каратаева скажет: «Я – счастливая женщина. Сорок три года прожила рядом с таким замечательным человеком и с полной уверенностью могу сказать: семья наша состоялась.

У актеров все романтические истории начинаются на съемках или на гастролях. На гастроли мы ездили с театром вместе. А собираясь на съемки, муж говорил: "Надь, поедем со мной. Что я буду один там делать?" И я часто ездила. Он даже в Америку без меня ехать отказался». Папанов действительно был прекрасным семьянином. Со слов вдовы, Анатолий Дмитриевич ни разу не дал ей повода усомниться в его супружеской верности и был замечательным отцом для дочери Лены. В доме двух актеров никогда не было борьбы за лидерство. Не было места и зависти. А ведь популярность Папанова росла с каждой ролью…

На спектакле Театра сатиры «Домоклов меч» писатель Константин Симонов был настолько поражен игрой Папанова, что предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина. Поначалу Столпер сомневался. Он знал Папанова как исполнителя, в основном, комедийных ролей. Здесь же предстояло сыграть роль героическую. Долго сомневался в своих способностях сыграть героя и сам Папанов. Надежда Каратаева вспоминает: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон. Мужу несколько раз звонили, уговаривали, а мы стояли и слушали, как он отказывался: "Ну какой я генерал? Да нет, ну что вы, я не могу…" И уже после выхода картины, после ее грандиозного успеха он меня часто спрашивал: "Что это все восторгаются? Чего там особенного я сыграл?"»

С выходом фильма на широкий экран к Папанову пришла всесоюзная слава, и спрос на артиста возрос неимоверно. На «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восемь (!) из них пригласили Анатолия Папанова. В ответ он принял все предложения и был утвержден на все восемь ролей одновременно. А позднее, через дирекцию театра, дал всем вежливый отказ: мол, не могу, занят в спектаклях.


Но занятость в театре не повлияла на решения режиссеров. В киностудии «Мосфильм» вышли фильмы «Наш дом» Василия Пронина и «Дети Дон-Кихота» Евгения Карелова с Анатолием Папановым в главных ролях. Вот как вспоминает съемки «Нашего дома» Нина Сазонова: «Папанов был моложе меня, и мне подумалось, что на экране эта разница в возрасте будет слишком очевидной. Волнуясь, пришла на "Мосфильм" подписывать договор, увидела там Папанова и не выдержала – честно поделилась с ним своими сомнениями. Анатолий Дмитриевич обрушил на меня град опровержений:
"Вы посмотрите на меня. Я же страшен!

У меня тяжелое лицо… Вы же выглядите намного моложе – неужели это не видно?!" Он так сурово расправлялся со своей внешностью в пользу моей, что спорить было просто неприлично… Вообще, такие актеры, как Папанов, сразу же цементируют киногруппу, становятся не только ее творческим центром, но и ее совестью. И он это блистательно доказал. Случилось так, что актеры, игравшие наших сыновей, молодые, но уже известные и много занятые в театре, на радио и в концертах, позволили себе небрежно относиться к строгому графику репетиций и съемок. А однажды вообще не явились на "Мосфильм". Режиссер Пронин пришел в отчаянье и решился на крайние меры. Но Анатолий Дмитриевич остановил его: – Не надо. Разрешите нам с «матерью» поговорить с ними.

Мы собрались всей "семьей" в одной из комнат киностудии. Анатолий Дмитриевич был краток, но надо было слышать его интонацию, горькую, полную искренне отеческого упрека:

– Давайте, ребята, беречь честь нашей семьи – нашу актерскую честь… Больше так быть не должно. Никогда. Завтра, в половине второго, вы все придете, оденетесь, загримируетесь и будете готовы к съемке. Мы с "матерью" придем в половине третьего. В три все на съемочной площадке! Договорились?

После этого разговора не только не было никаких недоразумений с творческой дисциплиной, но произошло самое важное – сложилась наша семья Ивановых! Молодые актеры относились к нам, как к своим настоящим родителям».

В семидесятые годы на экраны страны вышли 15 фильмов с участием Папанова: «Белорусский вокзал» (1970), «Одиножды один» (1974), «Страх высоты» (1975), «Инкогнито из Петербурга» (1977), «Пена» (1979) и другие. Что же касается театра, то на счету актера: «Двенадцать стульев» (Киса Воробьянинов), «Яблоко раздора» (Крячка), «Дом, где разбиваются сердца» (Манган), «Интервенция» (Бродский), «Доходное место» (Юсов), «Последний парад»
(Сенежин) и многие другие постановки.

В 1973 году Анатолию Папанову присвоили звание народного артиста СССР, но никакие звания не могли изменить его жизненных позиций.
И самого главного принципа: жить по совести.

Анатолий Папанов. От комедии до трагедии.




Михаил Михайлович Державин, ведущий актер Театра сатиры, рассказывал мне: «У Анатолия Дмитриевича был совершенно фантастический, точный взгляд на жизнь. Шутил он великолепно. Держался просто. И при этом, в жизни, был дико застенчивый. Вот он, к примеру, купил себе машину. Новую "Волгу". И никто об этом не знал. Но потом, как всегда это бывает, в коллективе, конечно, узнали. И… я помню, Андрей Миронов его спрашивает: "Анатолий Дмитриевич, а где же ваша машина?" А он в ответ: "Андрюша, я ее оставляю около академии Ленина. А то… увидят молодые актрисы… Понимаешь… У меня "Волга"! А у них колготочки заштопаны…" Он жутко стеснялся материального благополучия. Всегда ходил в скромной курточке. Стеснялся пойти в магазин, померить себе пальто! Надежда Юрьевна мне говорила: "Миша, вы примерно одинаковой комплекции с Толей… Помогите купить ему обнову". И мы ходили, выбирали…»

А Надежда Каратаева добавляла: «Он был очень покладистым и непритязательным. Крайне порядочный и застенчивый человек. И звездной болезни у него никогда не было. Бывало, мы с театром выезжаем куда-нибудь на автобусе. Всегда все стараются сесть на первые места, чтобы меньше трясло. Он же садился сзади, чтобы никого не беспокоить. Актеры говорили: "Анатолий Дмитриевич, идите вперед!" А он: "Ничего, ничего, мне и здесь хорошо". От Союза кинематографистов муж часто бывал за грани- цей. А если из поездок Толя привозил приличные деньги, то клал их на трюмо под небольшую шкатулку и смущенно спрашивал: "Надюш, ну ты видела?" И добавлял: "Купи себе что хочешь". А о себе и не думал, не любил выделяться…»

В этой связи довольно забавный случай произошел однажды на гастролях в Тбилиси. Партнер Папанова по театру А. Гузенко вспоминает: «Начало октября, светит солнце – теплынь. Хорошая жизнь, вино, хачапури, шашлыки. Гуляю по проспекту среди людей, одетых в легкую, светлую одежду… И вдруг мне навстречу идет шпион! В черном плаще-болонье, в берете, надвинутом на самый лоб, в темных очках. Когда "шпион" подошел поближе, я понял, что это – Папанов. Он так ходил, чтобы его не узнавали прохожие…»

В середине восьмидесятых Анатолию Папанову предложили попробовать себя на преподавательском поприще, и он стал руководителем иностранного курса в ГИТИСе. Но… «ругать он умел только равного. Он стеснялся даже вести со студентами дисциплинарные беседы, – говорил В. Андреев, режиссер института. – А между тем, студенты попривыкли и стали позволять себе хулиганить и даже драться. Декан просил Анатолия Дмитриевича применить власть художественного руководителя курса. А тот смущенно возражал: "Не умею я как-то… об этом". И продолжал работать "без втыков". И вовсе не потому, что следовал педагогическим методикам. Просто Анатолий Папанов "был человеком очень доброго сердца"».

И, правда, разве могут недобрые люди делать добрые мультфильмы для детей? «Машенька и медведь», «Про козла», «Фунтик и огурцы», «Бабушкин козлик», «Кот-рыболов», «Рикки-Тикки-Тави», «Маугли», «Чуня» – вот далеко не полный перечень историй, герои которых говорят папановским голосом. Ну а после выхода серий «Ну, погоди!» Волк стал настоящим кумиром детей и взрослых! На творческих вечерах артиста споры в защиту «бедного Зайца» или «бедного Волка» бывали очень горячи. Иногда ребята спрашивали: «Почему вы согласились озвучивать такого страшного Волка?». А Папанов, всегда защищавший своего подопечного, отвечал: «По-моему, он совсем не страшный. Если сначала Волк действительно что-то замышлял про- тив Зайца, то сейчас в нем появилось некоторое благородство. Посмотрите, что вытворяет этот Заяц, как он издевается над Волком! Волку ничего такого и в голову бы не пришло».

Анатолий Папанов Любимые актеры




В 1986 году актера пригласили на роль Копалыча в фильме Александра Прошкина «Холодное лето пятьдесят третьего». Друзья отговаривали Папанова от съемок, считая, что тот и без того сверх меры загружен в театре и в ГИТИСе. Но он сказал: «Меня эта тема волнует». Съемки проходили в Карелии, в глухой деревне, расположенной на полуострове. По словам режиссера, неделю они работали нормально. Никаких неожиданностей не предвиделось, поскольку деревня эта окружена с трех сторон водой, а следовательно, изолирована. «И вот, через неделю наступил первый съемочный день Папанова, – говорит А. Прошкин. – Начинаем снимать, и… Ничего не могу понять: куда ни направим камеру, в видоискатель лезут посторонние лодки. Много моторок.

А какие могут быть моторки в пятьдесят третьем году? Стреляем из ракетниц, кричим в рупор – бесполезно. Они приближаются, причаливают, и тут, смотрим: в каждом суденышке по два-три ребенка с дедом или бабкой. И все, оказывается, приехали на встречу с дедушкой Волком!…»

Почти закончив съемки, режиссер просил актера остаться в деревне и отдохнуть. У них было еще два дня. Но Папанов настаивал на перелете в Москву: «Нет-нет-нет! Я обязан туда вырваться. Через месяц начинаются занятия моего курса в ГИТИСе. Надо пробивать общежитие и всякое такое… Чтобы ребятам нормально жилось!» «Спорить я не стал, – продолжает А. Прошкин. – О чем бесконечно жалею».

Работа в фильме осталась незавершенной. Роль А. Папанова озвучивал другой актер. Не сбылась и сокровенная мечта артиста: он, наконец-то, уговорил главного режиссера Театра сатиры В. Плучека дать ему возможность поставить спектакль. В качестве материала для своей первой режиссерской работы Папанов выбрал пьесу М. Горького «Последние». Надежда Юрьевна добавляет: «Сидим как-то, на кухне… Толя и говорит: "Послушай, какой я финал к спектаклю придумал"… Принес магнитофон, включил: "Когда Яков умирает, церковное пение должно звучать. Сначала тихо… потом громче, громче… и в темноте свечи горят… много свечей…"»


11_01_00

Анатолий Папанов умер от острой сердечной недостаточности, в Москве, в своей квартире. И никого не оказалось в этот момент рядом… Хоронили артиста в закрытом гробу. Тысячи людей пришли на Новодевичье кладбище проститься с дорогим актером. Вот как рассказывает об этом В. Золотухин: «Я спешил… Взял такси у Белорусского вокзала. Когда водитель узнал, куда мне ехать, он открыл дверцу машины и сообщил своим коллегам о смерти Папанова. Они тут же бросились к цветочному базару у станции метро и накупили цветов: "Поклонись ему от нас…"»

Грустно, когда из жизни уходит хороший человек. Но живы прекрасные роли. И любимые кинофильмы по-прежнему не исчезают с наших экранов.


1973 Плохой хороший человек


457082




1974 Одиножды один

211aeb1a2bba
Одиножды один

1982 Отцы и деды

ottsyi-i-dedyi





http://dlm1.meta.ua/pic/0/25/37/9NJMobAozk.jpg

Папанов Анатолий Дмитриевич —
«Чтобы Помнили»


Пассажирский теплоход проекта 588
«Анатолий Папанов»

800px-Projekt_588_MS_Anatoli_Papanow
Имя Папанова присвоено небесному телу — малой планете (астероиду) № 2480.


Автор Игорь Чумаков и мастера катынского цеха художественно-монументального литья.



Памятник установлен в Вязьме, на родине Анатолия Папанова.

Авторы памятника – сочинские скульпторы Вячеслав Звонов и Александр Бутаев.

Сочи, улица Войкова, дом 1.


Вера и Надежда Анатолия Папанова. Как жил великий актер?

Вдова актера Надежда Каратаева рассказала о суровом военном опыте и мягком нраве знаменитого актёра
- Немногие знают, но Толя побывал в самом пекле войны, - рассказывает Надежда Каратаева, вдова актёра. - Война началась 22 июня, а его призвали в августе. Тогда немцы уже наступали, начали придвигаться к Москве. Толин расчёт бомбили, они постоянно отступали. И однажды в их зенитку попала бомба. Он мне рассказывал, как очнулся, увидел, что его отбросило далеко от воронки.
Почувствовал, что что-то не так с ногой. Оглянулся вокруг - его расчёт погиб. Спустя какое-то время

Толю подобрали санитары.


iМосковский академический театр Сатиры


Маленькие комедии большого дома (спектакль)
-спектакль Московского театра Сатиры, поставленный Валентином Плучеком в 1973 году по одноименной пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина. В 1974 году спектакль был записан по трансляции для телевидения.

«Ревизор» — спектакль Московского театра Сатиры, поставленный по одноимённой комедии Н. В. Гоголя режиссёром Валентином Плучеком в 1972 году. Спектакль был записан
для телевидения в 1982 году.


29ed36ecaaf1b3ee76


-----------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------


Юрий Крылов.
"Анатолий Папанов: Снимайте шляпу, вытирайте ноги."
Непоказная жизнь

...

bc6ce33dceb7c40a6fca7ca57f2
Tags: КИНО, ТВ., Театр
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments