Ушёл из жизни 3 декабря 2012 года.

Выдающийся кинорежиссёр и художник мультипликационного кино Фёдор Хитрук родился в Твери. О своей семье он говорит так: "Отец - инженер-станкостроитель, хотя у него была предрасположенность к изящным наукам. Мама - домашняя хозяйка. У нее была самая тяжелая работа - она растила трех оболтусов-сыновей. Братья пошли по технической линии. Я один такой. Когда мне было 7 лет, наша семья переехала в Москву. С тех пор здесь и живу... Даже среднюю школу не удалось окончить - в 1931 году от Наркомтяжпрома (была такая почтенная организация на площади Ногина) отца направили в Германию. Это была длительная командировка, поэтому поехали всей семьей, у меня было пять классов. В основном, жили в Штуттгарте. Поступил в художественно-ремесленное училище, проучился с начала 1932 г. по начало 1934 г., тут истек срок работы отца. Впрочем, нам все равно пришлось бы оттуда уматывать - наступили тяжелые гитлеровские времена.
В Москве продолжил обучение в художественном техникуме ОГИЗа - Объединенного государственного издательства художественной литературы. Я к тому времени уже твердо избрал профессию иллюстратора...". В 1938 году Хитрук был принят на работу художником-мультипликатором на киностудию "Союзмультфильм". Впоследствии нарисовал за свою службу на студии более 200 ролей в классических мультипликационных лентах. В 1935 году в Москве демонстрировались три фильма Уолта Диснея. Федор Хитрук посмотрел эти фильмы и понял, что видел чудо. В одном из поздних интервью Хитрук говорил: "Я был потрясен диснеевской анимацией - вся Москва находилась под впечатлением тех фильмов и распевала песенку "Нам не страшен серый волк" из "Трех поросят".

Но я и не мечтал, что сам стану когда-нибудь мультипликатором, что когда-нибудь попаду в эту легендарную студию, покажу им свои фильмы, и они скажут: "Хорошо, нам нравится!" А это случилось - в 1975 году". Кинорежиссёром Фёдор Хитрук стал в 1962 году. Первая его работа - фильм История одного преступления. Затем были "Топтыжка", "Каникулы Бонифация", "Человек в рамке", серия картин о Винни-Пухе, "Фильм, фильм, фильм", "Икар и мудрецы", "Остров", "Дарю тебе звезду", "Лев и бык"... Один фильм лучше другого! И все они отличались высоким профессионализмом, ясностью художественного языка, вкусом.
.



Хитрук - организатор и руководитель мультипликационной мастерской на Высших режиссёрских и сценарных курсах, в которой вырастил целую плеяду молодых и способных мастеров. А еще Федор Савельевич - лауреат Государственной премии СССР (1976, 1982 годы), народный артист СССР, почетный президент Ассоциации анимационного кино.
Топтыжка | Лев и Бык | Остров | Винни-Пух | ||
Винни-Пух идёт в гости | Винни-Пух и день забот |
|
Человек в рамке | Фильм,фильм,фильм | Икар и мудрецы | История одного преступления | Юноша Фридрих Энгельс |
Статья о Фёдоре Савельевиче Хитруке из 11 номера журнала «Мурзилка» 1975 года.
Я прожил на свете довольно много лет, но ни разу ещё не видел человека, который не любил бы мультфильмы. Может быть, тебе они встречались? Думаю, что нет. Все любят мультики — и ребята, и взрослые. И конечно, ты да и другие читатели «Мурзилки» без труда назовёте по именам всех, кто нарисован на этой странице. Но почему у медвежонка Винни-Пуха в лапах цветы? Почему его приятели принесли с собой красивый воздушный шарик на ленточке?
Потому что в далёком 1975 году они пришли на страницы журнала «Мурзилка» поздравить с 58-м днём рождения того, кто их придумал и оживил на экране, — режиссёра Фёдора Савельевича Хитрука.
Режиссёр — это человек, умеющий видеть мультфильм, которого ещё нет. Он смотрит его в своём воображении и рассказывает своим товарищам по работе, что он увидел, прочитав сценарий. И тогда все вместе они принимаются за дело.
Фёдор Савельевич Хитрук всегда видел удивительно интересные фильмы, а потом показывал их нам.
В. Матвеев
Когда Фёдору Савельевичу было 20 лет он проиллюстрировал для журнала «Мурзилка» стихотворение А. Кардашовой «Бобы» (11 номер 1937 года).
Бобы
Папа мне принес пакет.
В нем орехи или нет?
Вот раскрыла я пакет.
Тридцать штук семян бобовых,
Лакированных, лиловых,
Поскакали на паркет.
Папа мне сказал:
«Иди. Их скорее посади,
Чтобы к майским торжествам
Зеленеть твоим бобам!»
Землю я весь день таскала.
Все боялась — будет мало.
Двадцать раз летала в сад
И опять неслась назад.
Но зато, когда стемнело,
Мама спать идти велела,
Каша стыла на столе, —
Тридцать штук семян бобовых,
К маю вырасти готовых,
Были в ящике, в земле.
Утром я из кувшина
Поливала семена.
Вот я кончила обедать
И пошла бобы проведать.
Что же это в самом деле?
Их, должно быть, черви съели?
Я все дни, все ночи тут.
А бобы всё не растут.
Вдруг я вижу — тонкий, белый
Вышел стебель, как стрела.
Я на белый не глядела,
Я зеленого ждала.
А бобы вовсю старались,
Торопились, продирались,
Незаметно из земли
Вылезали и росли.
А когда под красным флагом
Шёл весёлым крепким шагом
В красных галстуках отряд,
Тридцать пар листков зелёных
На стеблях своих точёных
Стройно встретили парад.
Рис. Ф. Хитрука
Энциклопедия отечественного кино: Фильмография
Федор Хитрук. Профессия — аниматор
Федор Хитрук
Мультипликатор, умер в 2012 году в возрасте 95 лет в Москве
Записала Елена Егерева. СОВЭКСПОРТФИЛЬМ
Все рождается из малого. Мы жили на Тверском бульваре, и каждое утро дворничихи начинали страшно шуметь, а потом включали одну и ту же песню Утесова «Что-то я тебя, корова, толком не пойму». Я и сам не понимаю, как это вышло, но моим первым мультфильмом стала «История одного преступления».
Сегодня я бы снимал мультфильмы про деньги.
Ну да, я — ветеран Великой Отечественной войны, снял «Каникулы Бонифация». Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели простой веселой истории.
Ненавижу думать о войне, но насколько я помню, мы тогда не говорили о смерти, о ранах. По любому поводу — гоготали.
Когда я выбирал тему для первого фильма, сравнивал себя с человеком, который встал на бочку и обратился к людям вокруг. Что ты им скажешь? Мультфильм не диалог двух людей. Это разговор одного с миллионами.
Винни-Пуха я рассматривал как философа, придерживающегося формальной логики. Например. Это «жжж» неспроста. Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мед? Чтобы я его ел.
Страх не порок. Я часто страдал от того, что говорил спорные вещи. Потом раскаивался. Страх — это защитный рефлекс, которым нас наградила природа.
Я нахожу специфическое удовольствие в наблюдении за движениями. Смотрю на людей — какая игра жестов у них идет, какие недомолвки, паузы, и мне это представляется неким готовым произведением. Как-то на студию пришла моя приятельница с огромным догом, прямо теленком. Михаил Цехановский, режиссер «Каштанки», посмотрел и говорит: «Да этого бы нам хватило на целый месяц».
Нам, аниматорам, легче изобразить человеческие чувства и человеческие отношения через опосредованный образ. Поэтому и главные герои в основном животные. Лобовой подход лишил бы нас самого главного — самостоятельности языка. Главный редактор Госкино все пальчиком грозил: «Имейте в виду, вы разговариваете на эзоповым языке, но мы вас все равно раскусим».
Сегодня мне жаль потерянных лет и потерянной веры в какое-то будущее.
Тот же Винни-Пух, в отличие от диснеевского, у меня голый. Надеть что-то на лису, зайца — значит придать им статус человеческого персонажа. А для нас они и так были людьми, и мир их был миром человеческим.
Первый фильм, как и первая книга, выходят сильными, потому что вкладываешь туда все, что накопил за всю жизнь. А в следующие — только то, что за год или полгода.
Я играл Оле-Лукойе, и горжусь этим. Я играл волков в «Пете и Красной Шапочке», вообще много волков я сыграл. Я играл лису в «Серой шейке», пьяного воробья. Что это значит? Воробья пригласили в гости — это басня Михалкова «Непьющий воробей» — напоили его со страшной силой. И вот он идет-бредет пьяный. Мне нужна достоверность. Поэтому сначала я наблюдал за живыми воробьями — как они скачут. Но чтобы изобразить пьяного воробья, я должен был на себе испытать все эти нагрузки и движения. Я вставал перед зеркалом, двигался, как пьяный, и смотрел. Все, что движется, можно играть. Я играл даже репродуктор и чайник.
Зачем люди пьют? Вообще, я не против. Я и сам попиваю иногда. Поднимает бодрость духа, помогает забыть кое-что, что неприятно вспоминать.
Самые подозрительные, на мой взгляд, те, кто все или только хвалят, или ругают. Нормальный человек полон противоречий.
Рисуя детство. Памяти Федора Хитрука
Не стало «папы» более 200 мультяшных героевСмотреть онлайн Миры Фёдора Хитрука


...
Journal information