1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Василий Борисович Ливанов

http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/livanov/livanov-01292007175052.jpg
Василий Борисович ЛИВАНОВ. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии ГДР, лауреат международных кинофестивалей, член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Василий Ливанов – замечательный актер, режиссер, сценарист, достойный продолжатель славной актерской династии. Его дед, Николай Ливанов (сценический псевдоним Извольский), был актером сначала провинциального, потом столичного театра. Особое признание публики он снискал в роли Сергея Железнова в спектакле «Васса Железнова» Театра имени Ленинского комсомола.

Как известно, в каждой шутке есть доля правды. На вопрос, что из созданного им для театра он считает лучшим, Ливанов-Извольский отвечал: «Бориса». Отец Василия, Борис Николаевич Ливанов, – выдающийся актер, сыгравший около 40 ролей в Художественном театре и 30 – в кино. На своем портрете, подаренном другу, поэт   Борис Пастернак  сделал надпись: «Спасибо тебе за годы, проведенные вместе. От тебя всегда веяло манящим, замысловатым, драматическим духом искусства. Ты был его выразителем и воплощением».
В 1950–1954 годах Василий Ливанов учился в Московской средней художественной школе и по ее окончании поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Помимо освоения тонкостей актерского искусства здесь он пробует силы в режиссуре: инсценирует и ставит на студийной сцене «Трех толстяков» Ю. Олеши (дипломная работа) и сам же занимается оформлением спектакля. Музыку к нему пишет друг Ливанова Геннадий Гладков, в недалеком прошлом – одноклассник и сосед по школьной парте, а в будущем – замечательный композитор, соавтор В. Ливанова по многим работам в кино, театре и мультипликации.
Окончив Щукинское училище в 1958 году, Василий становится актером Театра имени Евг. Вахтангова. Впрочем, роман Ливанова с Мельпоменой не сложился и плодов не принес: увлеченный музой кинематографа, он так и не сыграл ни одной роли на сцене. Распрощавшись с театром, В. Ливанов уверенно дебютирует у Михаила Калатозова в фильме «Неотправленное письмо» («Мосфильм», 1959).
Сочетание интеллигентности, душевной тонкости, романтичности, искренности чувств было определяющим и в других экранных образах Василия Ливанова той поры, созданных им в фильмах «Слепой музыкант» (режиссер Т. Лукашевич, «Мосфильм», 1961; в этом фильме Василий играет вместе с отцом Б. Ливановым), «Воскресение» (режиссер М. Швейцер, «Мосфильм», 1963; В. Ливанов – в роли народовольца Крыльцова).

Василий Борисович говорит, что мультфильм – искусство, нацеленное в будущее, что именно в нем можно наиболее полно выразить свое отношение к людям, к миру, к самому себе. Пожалуй, этот жанр стал для Ливанова проекцией не только его талантов, но и самой души, жизненной философии, личного миропонимания Лев Кассиль так оценивал сказки В. Ливанова: «Они лиричны, изящны по настроению и интонации. В них нет отлаженных выводов – они таят, укромно и лукаво, раздумья, которые и составляют их поэтическую суть». После выхода на экран фильма «Фаэтон – сын Солнца» Александр Митта отозвался о его авторе такими словами: «Он проложил тропинку в неосвоенный мир искусства будущего».

Безусловной классикой отечественной мультипликации стал рисованный мюзикл по сценарию В. Ливанова (совместно с Ю. Энтиным) «Бременские музыканты» (1969) с великолепной музыкой Г. Гладкова. По требованию влюбленных в фильм миллионов зрителей всех возрастов было даже снято продолжение истории о Трубадуре, Принцессе и их верных друзьях – «По следам бременских музыкантов» (1972), в котором Василий Борисович выступил уже как автор сценария и режиссер. А в 2001 году вышел фильм «Новые бременские» по сценарию В. Ливанова, написанному им в плодотворном содружестве с Ю. Энтиным, и уже новое поколение детворы с интересом следит за приключениями симпатичной неунывающей компании.
http://a12004.rimg.info/icon/16172680002b5955c0e0a73d2df888d92add34c357.jpg

Неповторимый голос В. Ливанова почти в буквальном смысле анимировал, одушевил такие абсолютно всеми любимые мультяшные персонажи, как Карлсон («Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся»), Крокодил Гена (в серии мультфильмов о Крокодиле Гене и Чебурашке), Удав («38 попугаев» и другие мультфильмы этой серии).

А всего голосом Василия Ливанова говорят на экране около 300 персонажей: крокодилы, волшебники, коты, ослики, собаки, медведи, пеликаны, пираты, птицы; злые и добрые, наивные и мудрые, большие и маленькие...

В мультфильме же «Как Маша поссорилась с подушкой» он озвучивает вообще всех персонажей – от девочки Маши до летучей мыши.

В 1970-е годы в кино Ливанов работает сравнительно мало. К числу его кинематографических успехов в этот период следует отнести роли Николая I в «Звезде пленительного счастья» (режиссер В. Мотыль, «Ленфильм», 1975), которого он сыграл совершенно «по-царски», и рыцаря Бенедиктуса в «Ярославне – королеве Франции» (режиссер И. Масленников, «Ленфильм», 1978).

В 1979 году происходит триумф Ливанова на киноэкране в образе непревзойденного сыщика «всех времен и народов» – респектабельного и благородного Шерлока Холмса (11 серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимались режиссером И. Масленниковым на «Ленфильме» в 1979–1986 гг.). При этом Ливанов и Соломин так сыграли гения сыска и его верного друга доктора, являющихся, без преувеличения, национальным достоянием туманного Альбиона, что самими англичанами были признаны лучшими в мире исполнителями этих ролей. Информация к размышлению о ценности такого признания: в самой Англии, например, ту же «Собаку Баскервилей» экранизируют ежегодно. Запоздавшее государственное признание заслуг приходит к В. Ливанову и на родине: в 1981 году он становится заслуженным артистом Российской Федерации.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/46/467/46467540_Vasiliy_Borisovich_Livanov_.jpg

Холмс–Ливанов – это поистине герой на все времена: умный, тонкий, интеллигентный, бескорыстный и очень добрый, вопреки вложенным Конан Дойлем в его собственные уста словам, что его интересует только распутывание клубка загадок, связанных с очередным преступлением. Бездушности великому сыщику зритель не простил бы, и, судя по всенародной любви к немногословному умнице с трубкой в зубах, Ливанов эту сторону натуры Холмса воплотил блестяще. Одновременно Ливанову удалось то, что под силу немногим: сам по себе малодраматичный образ героя, главное занятие которого – мыслить, он сделал исключительно популярным. Завоевать зрителя мыслью – случай в кинематографе не частый: действительно, следить за ходом размышлений Холмса–Ливанова не менее интересно, чем за развитием событий, которые все мы отлично знаем с юношеских лет.

Помимо уже названных работ в кино В.Б. Ливанов сыграл в следующих фильмах: «Две жизни» (1961), «Суд сумасшедших», «Большие и маленькие» (1963), «Зеленый огонек» (1965), «Браслет 2-й», «Год как жизнь», «Интервью» (1966), «Мне было 19» (1967; киностудия «Дефа», ГДР), «Игрок» (1972), «Степь» (1977), «Мой любимый клоун», «Кто стучится в дверь ко мне», «Лунная радуга» (1983), «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1987), «Он свое получит» (1988), «Охота» (1992), «Друг» (1993; в этом фильме голосом Ливанова говорит один из персонажей – фантастический пес), «Дон Кихот возвращается» (1997), «Мужской сезон» (2004), «Мастер и Маргарита» (2005). В 1984 году Василий Борисович по своему сценарию снял на ЦТ документально-художественный фильм «Борис Ливанов».

В 1988 году Василий Ливанов оказался в новой для себя роли: он создал первый российский антрепризный театр «Детектив», где затем 5 лет выступает в качестве художественного руководителя.

В.Б. Ливанов – автор пьес «Бременские музыканты» (совместно с Ю. Энтиным; впервые поставлена в 1974 г. в Театре имени Ленсовета), «Дон Жуан» (совместно с Г. Бардиным; впервые поставлена в 1976 г. С.В. Образцовым в Центральном театре кукол), «Мой любимый клоун» (первая постановка – Малый театр, 1983), «Исполнитель» (совместно с В. Валуцким; впервые поставлена в Московском экспериментальном театре «Детектив», 1989).

Несколько раз переиздавались сборники сказок В. Ливанова «Самый-самый-самый» (1975) и его повестей «Легенда и быль» (1980). Эти сборники выпущены за рубежом на английском, испанском, сербском, румынском, турецком языках. С 1979 года В. Ливанов – член Союза писателей. В 2002 году вышел полный сборник сказок В. Ливанова «Дед Мороз и лето», в 2004 году – книга-сборник «Помни о белой вороне», в 2005 году – трехтомник, в состав которого вошли повести, рассказы, очерки, сказки и пьесы.

В 2001 году на канале ТВЦ В.Б. Ливанов создал цикл передач «Московские истории Василия Ливанова» (9 выпусков).

Василий Борисович Ливанов – народный артист РСФСР (1988), академик и член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2002). Лауреат Государственной премии ГДР (1969), кавалер почетной медали «За актерскую доблесть» (2002), лауреат международных кинофестивалей.
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/108/livanov_order.jpg

К 70-летию со дня рождения В.Б. Ливанов награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2006 году Василий Борисович удостоен ордена Британской империи «за лучшее воплощение роли Шерлока Холмса в мировом кинематографе». Имеет общественные награды: орден «Щит Отечества» I степени, орден Ломоносова, орден Святого благоверного князя Даниила Московского. Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Шерлок Холмс.  Sherlock Holmes


 

Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments