Кудринская высотка.
Прогуливаясь в районе Кудринской площади,я заметила открытые настежь
двери одной из самых закрытых высоток Москвы.Я не могла пройти мимо
возможности заглянуть вовнутрь.И от жары может быть польза:)!
Высотку на Кудринской площади прозвали "Дом авиаторов" за то, что
под её крышей в 50-е годы собрался весь цвет отечественного авиапрома.
Поговаривают,что хотя в высотной части дома - 23 этажа, жилые из них только 22.
Обитателей последнего этажа давно выселили, а на их место вселились спецслужбы.
Жители уверяют, что это произошло в связи с Олимпиадой 1980 года и необходимостью
пристально наблюдать за недружественным американским посольством.
По другой версии - следить надо было за строительством нового американского
посольского здания. Якобы этаж не заселен до сих пор.
Ещё говорят ,что до сих пор рядом с первым подъездом существует особая дверка.
Когда-то весь дом был в курсе, что она вела в "хитрую" квартиру - там прослушивались
телефонные разговоры: время от времени жильцы наблюдали, как оттуда вывозят огромное
количество магнитофонных бобин. Прослушка дома закончилась только в перестройку.
А может, и не закончилась.
Под зданием есть бомбоубежище, способное вместить всех жильцов.Когда дом еще только заселялся,
в бомбоубежище можно было зайти свободно. Один из жильцов, тогда 14-летний паренек, проник
в этот запутанный лабиринт, умудрился в нем не заблудиться, а вышел оттуда, к собственному
изумлению, на Краснопресненскую линию метро - причем не на станцию, а прямо на шпалы.
Куратором строительства высоток был Лаврентий Берия,(кстати, в юности учился на архитектора).
По его распоряжению здания, задуманные как гражданские сооружения,
дооборудовали инфраструктурой, некоторые объекты которой до сих пор секретны.
И в конце меня заверили,что в эту высотку никогда не водят экскурсий,а те кто предлагает-мошенники.
В отсутствии консьержа , мне даже удалось сделать несколько фотографий.
Но вначале ,немного истории этого примечательного здания.
Постановление № 53 Совета Министров СССР “О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий” -
был подписан И. Сталиным в Кремле 13 января 1947 года.
Что же побудило вождя в трудное послевоенное время заняться осуществлением
дорогостоящего проекта, когда многие города и села страны стояли в руинах?
На этот счет существуют различные версии. Один из старейших архитекторов столицы
Вера Бордюговская - участница проектирования высотных домов - в своих мемуарах отмечала:
“В Нью-Йорке в ту пору началась постройка небоскреба - здания секретариата ООН.
Сам Трумэн (тогдашний президент США. - Прим. авт.)произнес речь и заложил
первый камень с мемориальными датами в его основание.
39-этажное здание было выполнено в виде стального каркаса, который затем заключали
в формы и заливали бетоном.
Две стены небоскреба сделали из голубовато-зеленого стекла, две другие - узкие боковые -
сплошь облицевали мрамором.
Вождь “всех времен и народов” Иосиф Сталин не хотел отставать от США,
и в Москве началось “увековечивание эпохи”.
Как известно, тов. Сталин предпочитал выдавать директивы узкому кругу приближенных лиц,
от которых они мгновенно поступали к непосредственным исполнителям.
Замыслы могущественного секретаря партии большевиков и председателя Советского
правительства всегда незамедлительно претворялись в жизнь.
Уже через неделю после выхода постановления № 53 (20 января) в Московском
городском комитете ВКП(б) состоялось совещание под руководством тогдашнего
его секретаря Попова Г.М.
Он объявил собравшимся в зале представителям ряда министерств, что на их ведомства
правительство возложило обязательства по непосредственному участию в строительстве
высотных зданий.
Вот цитата из выступления Попова: “Ведь т. Сталин что сказал? Он говорит: ездят у нас в Америку,
а потом приезжают и ахают - ах, какие огромные дома! Пускай ездят в Москву, также видят,
какие у нас дома, пусть ахают..".
Строительство высотки на Кудринской площади (ранее — площадь Восстания)
В статье Бориса Иофана - «Новый силуэт столицы» («Советское искусство» от 18 июля 1947 г.):
«В первый период строительства небоскребов в США американские архитекторы проектировали их то в виде
ряда дворцов времени итальянского Возрождения, поставленных друг на друга, то в виде огромных массивов зданий, завершенных портиками в бездушном ложно-классическом духе, то в виде тяжелого массива здания, покоящегося на таких же портиках и аркадах.
В последующий период пошла мода на готику, и американские архитекторы строили многоэтажные универмаги в виде готических храмов, причем не без сарказма называли их «коммерческими соборами».
В ряде случаев американские небоскребы являются лишь инженерными сооружениями с навешенными на них разнохарактерными украшениями.
Советские архитекторы не пойдут по этому пути. У них есть чем руководствоваться в поисках характера архитектуры многоэтажных зданий. Направление их творческих исканий определено в известных правительственных решениях о Дворце Советов, содержащих глубокую и лаконичную формулировку требований, предъявляемых к архитектуре высотных сооружений.»
В книге архитектора Михаила Посохина «Дороги жизни» несколько глав посвящено этому незабываемому периоду. Со строительством московских высоток связано множество легенд, которые сейчас подаются в качестве «истории». Разумеется, главным действующим лицом этих «жизненных случаев» является Сталин, который якобы в приказном порядке потребовал установить на всех башнях высоток шпили. Посохин в своей книге пишет, что никто из архитекторов, участвовавших в этом беспрецедентном проекте, не общался с Иосифом Виссарионовичем лично и архитектурных замыслов с ним не обсуждал. Шпили и прочие архитектурные детали были установлены по требованию генерал-майора А.Н. Комаровского и других высокопоставленных чинов МВД, правда, со ссылкой на «Великого Кормчего»: «Сталин готику любит».
Дом на Кудринской площади (с 1925 по 1992 года — площадь Восстания) построен в 1948—1954 гг.
по проекту архитекторов М. В. Посохина, А. А. Мндоянца и конструктора М. Н. Вохомского.
Сталинская премия 2 степени за 1949 год.
Заселяться в него начали в апреле 1955 г. Высотка принесла на Пресню со своим рождением
известнейший Гастроном № 15 — самый большой в то время в СССР, двухзальный
кинотеатр «Пламя», парикмахерскую, ателье, почтовое отделение Г-242 и замечательное кафе-
мороженое, в обиходе именуемое «Скала» или «Три поросенка».
Разумеется, всеми этими социально-значимыми учреждениями могли пользоваться
не только жильцы дома, но и все граждане. Что они с удовольствием и делали.
Кстати, первым кинофильмом, показанным в к/т «Пламя» была кинокомедия «Укротительница тигров»
с Людмилой Касаткиной, Павлом Кадочниковым, Сергеем Филипповым и Леонидом Быковым в ролях.
Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 метров)
и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый структурный массив,
опирающийся на общий цокольный этаж.
Всего в здании свыше 450 квартир.Квартиры в доме получили работники авиационной
промышленности, летчики-испытатели и номенклатура ЦК КПСС и Совмина СССР.
Михаи́л Васи́льевич́ Посо́хин (1910 — 1989) — советский архитектор. Народный архитектор СССР (1970).
Главный архитектор Москвы в 1960—1982 годах. Его работы: здание Министерства обороны
СССР на Воздвиженке (1943–1946),Кремлевский Дворец съездов (1959–1961,
застройка Нового Арбата со зданиями Совета экономической взаимопомощи–СЭВ(1964—1969); спорткомплекс «Олимпийский» в Москве (1980); разработка генплана столицы (1960–1971) и др.
Здание имеет трехчастную симметричную композицию. Боковые крылья здания возведены уступами, первый уступ выходит на высоте 8 этажа, второй - на высоте 13. Уступы, как композиционный прием, связывают здание с городской застройкой. Боковые уступы завершаются легкими ажурными башенками. Центральную часть венчает восьмигранная уступчатая башня с эмблемой.
Фасады облицованы плитами белого литого камня. Весь фасад членится пилястрами, которые в центральной части здания разбиваются на разных высотах поясками. Основные входы оформлены скульптурами и барельефами. Фасады имеют декоративное освещение.
Конструктивной основой здания служит железобетонный каркас с жесткой арматурой. Стены заполнены облегченным дырчатым кирпичом.
Весь объем здания за исключением первого этажа занимают жилые квартиры. Но проекту предполагалось 426 двух-, трех- четырехкомнатных квартир с жилой площадью 17,8 тыс. м . Основа плана здания - 3 укрупненные жилые секции по 8 квартир каждая.
Здание покоится на сравнительно невысоком, облицованном гранитом стилобате, по которому идут прогулочные террасы. Фасады расчленены пилястрами на всю высоту здания, подчеркивая вертикальность композиции. Здание украшено аллегорическими скульптурами и рельефами (скульпторы Н.Б. Никогосян, М.К. Аникушин, М.Ф. Бабурин).
Цокольная часть здания отделана розовым гранитом, доставшимся нам в «наследство» от фашистской Германии. Дело в том, что сей камень предполагал использовать прогитлеровский архитектор Альберт Шпеер, после триумфальной победы нацисткой армии, в строительстве памятных знаков на завоеванной советской территории. И уже после победы Советских войск , заготовки этого камня оказались на территории восточной Германии. Этот камень был «экспроприирован» и перевезен в Москву.
В стилобате планировалось расположить гараж. Однако, вместо гаража там находились склады и прочие вспомогательные подразделения «Гастронома».
Всего на строительство здания было потрачено почти 650 млн рублей. Сумма по тем временам гигантская
и заселяли этот дом, естественно, не простые смертные, а номенклатурные работники Совмина СССР и
ЦК КПСС. Но основной состав жильцов составляли работники авиационной промышленности и летчики-испытатели, поэтому в народе высотку прозвали «Дом авиаторов». В этом доме жили известные летчики-испытатели С. Анохин и М. Громов. Здесь получил квартиру герой Советского Союза А. Сабуров,командовавший крупным партизанским соединением.
В соответствии с проектом в доме предусматривалась телефонная связь квартир с вестибюлем; газовая или электрическая плита, автоматическая электромойка, мусоропровод, автоматическое регулирование температуры в пределах каждой квартиры; центральная пылесосная установка; радиофикация телефонизация, мусородробилки под мойками, электрические мельницы, размалывающие бытовой мусор, который после этого спускался в канализационную сеть.
Основная часть здания включает в себя три больших подъезда (по одному на каждый из корпусов)
и большое количество малых, отличающихся планировкой. Малые подъезды оснащены одним лифтом,
обладают небольшим количеством этажей (не более 12), имеют по 1—4 квартиры на этаж.
У каждого из больших подъездов есть всегда закрытые запасные выходы и выходы с пожарных лестниц.
Выглядят они отлично и поверхностный наблюдатель принимает их за самостоятельные подъезды.
Итого: в доме жилых всего 3 больших и 4 маленьких подъезда.
Большие подъезды (1-й, 4-й, 14-й), обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт 1-го подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей, но в обычном режиме его работы эта возможность заблокирована. Кроме того, все лифты не останавливаются на 2-м этаже.
В лифтах высотки, где на высоком стульчике из красного дерева восседала лифтёрша, можно было повстречать таких людей как Микулин, Бакулев, Чередниченко, Переверзин, выдающихся лётчиков, таких как Анохин, Галай, Громов, Коккинаки, известных актёров – Абрикосовых, Алейникова, Мирова и Новицкого.
В каждом корпусе - свой подъезд и свои скоростные лифты (всего лифтов в доме тринадцать. Три в центральном корпусе, по три в центральных подъездах боковых корпусов и по одному торцевых подъездах.
Каждый из больших подъездов оснащен тремя лифтами.Два из них,в которых я побывала,братья близнецы.
Внутреннее убранство высотки красноречиво свидетельствует, что набравшие силу в период войны
автономные системы намереваются жить по-царски, с размахом, собственным государством в государстве.
Парадные мраморные лестницы, по обе стороны от лифтов ведущие в вестибюли, некогда были украшены ковровыми дорожками.Боковые лестницы с чугунным ограждением и дубовыми перилами имели стильные бронзированные таблички с указанием этажей. Пожарные гидранты находились в строенных дубовых шкафах за фигурным дымчатым стеклом.Все этажи украшались бронзовыми светильниками с матовыми плафонами авторской работы в гипсовых лепных розетках.
Дубовые двери с прорезью почтового ящика. Каждый этаж украшен зеркалами из мореного дуба.
В жилой части здания перед квартирами – дубовый паркет.
Витражи в интерьерах вестибюлей и торговых залах магазинов сделаны по эскизам П.Д. Корина, которые сами
по себе становились яркими художественными произведениями.
На каждом этаже расположено от 4 до 8 квартир, вестибюли богато отделаны (зеркала, люстры)
и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтом (фактически каждый
этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля).
Уступы дома – это террасы.Ах, сколь замечательное это место – она не меньше квартиры.
Но ценность ее и в том, что на ней есть не просматриваемые ниоткуда места.
Фасад здания украшают скульптуры, которые символизирующие творчество, оборону и труд советских граждан.
Почти весь первый этаж раньше занимал гастроном №15.
Гастроном на площади Восстания (статья в газете Вечерняя Москва за 28.02.1955 г):
«Гастроном» № 15. Расположенный в первом этаже высотного дома на площади Восстания,
магазин поражает своими масштабами, внутренним убранством.
Огромные витрины арочного типа, мраморные стены, пилястры и пристенные шкафы,
мощные колонны, увенчанные капителями из позолоченной майолики, цветные стеклянные
витражи, гранитный пол, хрустальные люстры, мебель из дорогих пород дерева –
все это делает магазин необычайно красивым и богатым.
«Гастроном» № 15 – это самый большой продовольственный магазин страны.
Он значительно превосходит известные всем «Гастроном» № 1 на улице Горького
и «Гастроном» ГУМ`а. Достаточно сказать, что в новом магазине – 124 рабочих
места против 95 в ГУМ`е. Общая площадь составляет около 6 000 квадратных метров.
Складские помещения размером в 3 000 квадратных метров дают возможность иметь
многодневный запас товаров.
В магазине «Гастроном» № 15 самое совершенное торговое оборудование.
Одних только автоматических холодильных агрегатов 86 общей мощностью
120 тысяч калорий в час. Из них 70 холодильных устройств – витрины, прилавки.
Из складских помещений товары подаются к рабочим местам при помощи
20 подъёмников, расположенных в шкафах и у прилавков."
Гастроном №15, в своё время, выкупил весь подземный гараж под склады,
из-за чего жильцам высотки пришлось строить рядом новый.
До последнего времени (я была там в прошлом году)справа от центрального
входа на месте гастронома функционировал Ресторанный дом Центральный,
в бомонде именуемый столовой.
На удивление,на фотографирование никто даже не обратил внимание.Вот это меня и подвело:)
Слышала,что там опять грядут перемены.
Ещё один подъезд.
Холлы.
Каменные исполины беспричастны и безмолвны.Сколько бы они рассказали,если бы могли.По ночам к этому Прометею прилетает два ворона-демона, Власть и Насилие,и клюют его грудь.
Нынешний хозяин бывших гастрономических "вершков и корешков" - владелец фирмы "Боско ди Чильеджи" предприниматель Куснирович. Купил он их у банка, которому руководство гастронома в свое время заложило свои помещения, после чего тут же испарилось. В роскошных декорациях бывшего гастронома успели временно пожить самые разные арендаторы. В том числе шикарный швейцарский банк, съехавший через месяц из-за невыносимо высокой арендной платы. А также не менее шикарный французский ресторан, который в доме называли лужковским, - по слухам, именно мэр являлся его владельцем. И магазин с говорящим названием "Остатки - сладки", где якобы продают фирменный "неликвид".
Источник.
Совершенно потеряв бдительность,после посещения ресторана"Центральный",я ступила на территорию
элитного детского магазина,того самого,о котором выше.
Не успела прицелиться,как на меня со всех сторон закричали,замахали руками.
Со всех ног ко мне бросилась охрана.Так что не обессудьте,снимки никудышные.
Но других не будет,с такой неприступностью секретного объекта.
Ах,какие там росписи,какие витражи...И когда-то всё это великолепие было доступно всем москвичам.
Как мне хотелось вам показать этих "животных невиданной красы,одно- как жёлтый огнегривый лев,
другое как волк исполненный очей..." Ладно,спасибо фотоаппарат цел:)
Ну,что с них возьмёшь безголовых...
Антиреклама: "Остатки сладки"
Скульптура украшающая дом очень символична.Женщины суровы и воинственны.
Колхозницы босиком,с орудиями труда и урожаем.Мужчины с автоматом.
И все спортивны,музыкальны и начитаны.
Пантеон советских богов над входом.Во взгляде и жесте этих каменных матерей-учительниц ни доброты,ни заботы.
Холодная отстранённость и обречённость.Тотемы.
Фактически прямо на крыше бывшего кинотеатра "Пламя" - на площадке перед исторической высоткой -
вырос ресторан-боулинг"Высотка" Это конструкция в виде пирамиды. В Сети можно прочесть,
что его изюминка - огромный аквариум с крокодилами.
Бородавки кондиционеров на архитектурных памятниках,отражают серьёзные внутренние
проблемы собственников зданий,как и общества вцелом.
Сталинская архитектура- помпезная,недружелюбная человеку,но всё же архитектура,по сравнению со всем тем,
что проектировалось и строилось в последующие годы советского периода.
Ажурные аттики, венчающие боковые корпуса. Крыши боковых корпусов - обзорные балконы. Огромные сводчатые оконные проемы непосредственно под шпилем - периметр на 25 этаже.
Кудринская площадь существует с конца 18 века. На месте современной Кудринской площади в XV веке находилось село Кудрино(в переводе с литовского означает – лес на болоте) , которое по преданию принадлежало герою Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, внуку Калиты.
Фотографии сделанные мною в прошлом году.
Информация добыта в интернете.
Источники,
http://www.oldmos.ru/
http://vsevisotki.ru/278/
http://deduhova.ru/government/afterwar.htm
http://www.otzyv.ru/read.php?id=149203
http://www.sovarch.ru/catalog/object/274/?photo=8
http://www.evagd.ru/konkurs_evagd/f14/
Оригинал взят у aroundtree в Дом "Улыбка Сталина"
«Дом на набережной.» на Яндекс.Фотках
Journal information