1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Category:

Деревянное золото художника Гоголева




Деревянное золото художника Гоголева

В Сортавалу я приехала зимой, в самый мороз, уж не помню по каким делам. Шагая по заснеженным улицам уютного городка наткнулась на вывеску: то ли музей, то ли выставочный зал. Стало любопытно: много лет не была, что у них тут новенького?

Видно, по причине мороза в одноэтажном домике других посетителей не оказалось. Меня встретили два пожилых человека, мужчина с большой белой бородой и ласковыми глазами и приветливая женщина. Испугавшись, что некстати их потревожила, извиняясь, собралась дать задний ход, но…увидела на стене вырезанную в дереве картину.

Это была именно картина – очень живая и странно… подвижная. Казалось, все люди на ней замерли на время, пока ты на них смотришь, но только отвернись – и они продолжат свои неспешные дела. Сани с лошадкой двинутся в гору, крестьяне снимут шапки и раскланяются, снег осыплется с веток деревьев…

Рассматривала долго, подробно и с удовольствием. От деревянной картины исходило сияние, будто янтарный свет на ней играл и переливался. И было видно, что сотворил ее человек с мягким, теплым юмором, с добром и любовью.

Деревянное золото

Как завороженная, двинулась дальше, к чудным часам, заключенным в деревянную резную башню небывалой красоты. А вот Красная Москва – гордая, величавая красавица, каждый дом – что твой дворец.

Потом опять пошли картины русского севера, только не сегодняшнего - старинного. Избушки, мужички в лаптях, лошади с телегами, толпа крестьян, веселое застолье…Мирные занятия, северный пейзаж – леса, деревни, речки да озера. Сложные многофигурные композиции, и в каждой – волшебная иллюзия движения.

Удивительно! Картины были будто освещены изнутри. Это светилось дерево, превращенное в чудо рукой большого художника. Солнце изливалось с этих «полотен». И даже если в сюжете картины не было ничего особенно веселого, она все равно выглядела радостно, празднично.

Вот так однажды я познакомилась с творчеством необыкновенного художника - Кронида Гоголева. А встретили меня у входа он сам и его жена – тихие, интеллигентные пожилые люди. Объяснили, что в доме, который в городе зовут «музеем», был когда-то овощной склад, и получить его, чтобы разместить здесь произведения народного художника России, было очень нелегко.

Конечно, я спросила, почему они вообще живут в этой глухой провинции, а не в столице или, скажем, в Петербурге. Оказывается, дело в природе Карелии, которая давным-давно очаровала художника и не желает отпускать.

И, правда, окрестности Сортавала, Карельский перешеек невероятно, сказочно красивы. Если у себя на рязанщине Есенин был каждой «березке ножку рад поцеловать», то здесь впору поклониться каждой мачтовой сосне, каждому островку на Ладоге, каждому лесному озеру и поляне с цветами. Сине-зеленое царство неба, воды и леса, серо-сиреневые скалы, с которых открываются дальние дали, собраны здесь в такой гармонии, что никакому сердцу не устоять.

Деревянная резьба

Под Новгородом, где в 1926 году родился художник, леса тоже хороши. Отец его был священником, отсюда и греческое имя – Кронид, что значит «сын Крона (Хроноса)». А хронос – это время! Вот и получается, что родился сын Времени. Так оно и вышло.

Крониду было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он попал в партизанский отряд, пережил карательную операцию фашистов, воевал. В 1943-м оказался на фронте, был ранен, контужен, много раз награжден. Победу встретил в Померании. Уже после войны успел послужить на флоте и демобилизовался лишь 1950 году.

Поскольку война помешала получить аттестат, вернулся в школу – доучиваться. Легко ли было сидеть за одной партой с одноклассниками, которые моложе тебя на целое поколение? На целую войну…

Его вело призвание. В конце 60-х окончил художественно-графическое педучилище в Ленинграде и поехал в карельскую деревню Кестеньгу преподавать рисование – по приглашению. Когда назначенный распределением срок миновал, перебрался в Сортавалу – старинный русский городок Сердоболь.

Работал художником-оформителем, преподавал в школе, потом окончил художественно-графический факультет пединститута им. Герцена в Ленинграде и 20 лет руководил им же созданной сортавальской художественной школой. И никогда не переставал работать как художник.

Друзья звали перебраться в Ленинград, и возможности были – не было желания. Не мог оторваться от Карелии, от маленького северного города. Именно здесь к нему пришла счастливая мысль обратиться к древнему народному искусству деревянной резьбы.

народное искусство

То, что у него получалось, было настолько оригинально, что известность пришла без всяких усилий с его стороны. Может быть, эта непохожесть и не давала работам художника пробиться на престижные республиканские выставки, а ему самому – в творческий союз. Надо сказать, не больно-то и добивался.

Но однажды деревянные картины Гоголева попали на глаза кому-то из московских художников. Возможно, это было в Сортавале – летом в Карелию наезжало много москвичей и ленинградцев. И в 1984 году в Москве состоялись сразу две выставки его работ. Гоголев был объявлен «открытием», критика дала о нем восторженные отзывы, а через год его приняли в союз художников СССР.

Резьба по дереву

Пришла известность. Нагрянули поклонники и заказчики – почему-то всё больше из-за границы. Удивительные «полотна» Гоголева особенно приглянулись соседям – финнам. Граница с Финляндией рядом, и группы восторженных финских туристов в теплое время года в «музее» Гоголева не переводятся. К сожалению, местное население бывает там гораздо реже. Разве что учительница приведет класс на экскурсию…

А по миру разошлось немало и картин, и резных деревянных скульптур. Их можно увидеть в частных коллекциях Японии, США, Швеции, Финляндии, Германии. Произведения Кронида Гоголева украшают частные собрания Владимира Путина, Анатолия Чубайса, Бориса Ельцина и других известных людей России.

В музейных коллекциях они тоже есть. В Этнографическом музее Санкт-Петербурга, в Москве – в Музее декоративно-прикладного искусства и Политехническом.

После внезапного успеха московских выставок Гоголев стал заслуженным деятелем культуры и искусства России и Карелии, лауреатом Госпремии. Но он не стал важным и сановным. Остался простым, доступным и бесконечно трудолюбивым человеком. До конца.

В апреле этого, 2013 года, художника Гоголева не стало. Теперь небольшой домик в Сортавале, где собраны его работы, называется музеем уже без всяких кавычек. Художник немного не дожил до 90-летия. Теперь о нем рассказывает его искусство – золотое, солнечное, неповторимое.

Отсюда
Tags: Искусство Картины, Фото
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments