1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Леонид Георгиевич Енгибаров

Оригинал взят у 1969ja в Леонид Георгиевич Енгибаров
с изменениями и дополнениями


0_4967c_1c720fd6_XL


Клоун-мим, писатель,создатель нового амплуа в цирке:
«грустный клоун».
15.03.1935  - 25.07.1972


Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве.

Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы "Метрополь", мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.

Прежде чем посвятить свою жизнь цирку, Енгибаров перепробовал несколько других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, он перевелся в институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно поражение (от соперника из Львова), В итоге он занял 3-е место в своей весовой категории. Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.


http://fortissimo.msk.ru/neko/yengibarov.jpg

В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает решение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы.

Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего лишь одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Стоит отметить, что в отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и, наверное, впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа "думающего клоуна". Стоит отдать должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.

Ю. Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно".

http://pravda-team.ru/pravda/images/photo/9/3/8/144938.jpeg

Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, описывать их - дело неблагодарное, их нужно видеть. Вот описание миниатюры под названием "Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная жажда, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него добраться, однако дается ему это не сразу. Он много раз карабкается на постамент, падает, вновь поднимается, и так несколько раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, мысленно уже предвкушая тот момент, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот момент, когда он уже готов опорожнить кувшин, внезапно появляется маленькая девочка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин; просит отдать его ей. И клоун отдает. А девочка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на этот поступок девочки: он начинает... улыбаться. "Клоун с осенью в душе" - так называли Енгибарова благодарные зрители.

Л. Енгибаров - все репризы

С ростом популярности Енгибарова на него стали обращать внимание и представители других творческих профессий, в том числе и кинематографисты. Отмечу, что еще в 1956 году Леонид появился в крошечном эпизоде фильма "Коммунист", сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины (его играл Е. Урбанский). Однако съемки в этом эпизоде были всего лишь развлечением для тогда еще студента ГУЦИ Енгибарова.

Между тем в 1962 году артисту предложили сыграть в кино... самого себя. Режиссеры "Арменфильма" Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять фильм о цирковом клоуне и назвали его "Путь на арену". Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова еще на одну ступеньку.

hqdefault
А через год после выхода картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, которого всего лишь несколько лет назад
мало кто воспринимал всерьез.

Конец 60-х годов можно считать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с "Вечерами пантомимы" на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую публикуют журналы: "Волга" (1969, © 6), "Москва" (1970, © 8), "Урал" (1971, © 7) и др. И, наконец, он снимается в кино у таких мастеров, как: С. Параджанов (фильм "Тени забытых Предков", 1964), Р. Быков ("Айболит-66"), В. Шукшин ("Печки-лавочки"), Т. Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой", оба - 1972). Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров" и "2 Леонид 2".
Леонид Енгибаров, знакомьтесь ! (1966)

Енгибаров "2 - Леонид - 2" 1970

В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, после того как его партнера Белова не выпустили вместе с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звездный дождь". Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко - в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил желание назвать свой коллектив "Театром Енгибарова", ему запретили это делать. "Какой еще может быть театр? - заявили ему. - Назовите просто - ансамбль". На первых афишах он так и значился - как ансамбль. Когда в газете "Советская культура" один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на этот спектакль, его тут же одернули, сказали: "Эта тема сейчас нежелательна".

Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 года с ним произошел случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему простой публики. Леонид приехал в Ереван и пошел в родной для него цирк. В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошел в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актеров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещен об этом. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще оглядываться в сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: "Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!" Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами.http://pravda-team.ru/pravda/images/photo/9/3/5/144935.jpeg
"Cepдце на ладoни. Леонид Енгибаров".
Документальный. ГТРК "Культура", 2005


Фильм посвящен Леониду Енгибарову и снят к 70-летию со дня его рождения. О творческом пути замечательного артиста, о его работе в цирке, кинематографе, а также о его литературном творчестве.
В фильме принимают участие друзья и коллеги Енгибарова по творческому цеху, среди которых Сергей Юрский, Василий Лановой,
мим Анатолий Елизаров

«...Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя»


В.Высоцкий. «Памяти Леонида Енгибарова» (1972)

Леонид (Леня) Георгиевич Енгибаров (Енгибарян) (15.03.1935 - 25.07.1972) и Владимир Высоцкий в фильме Олега Васина
"Поэт и клоун" 2009 год
Leonid Engibarov (Leonard Yengibarov Jengibarov Engibarow Engibaryan Engibarian)
Լեոնիդ Ենգիբարյան


В Париже, узнав о смерти Леонида Енгибарова, не мог унять слез Владимир Высоцкий, все повторяя:
"Этого не может быть... Это неправда..." Сам Владимир Высоцкий (25 января 1938 - 25 июля 1980)
пережил Леонида Енгибарова на восемь лет, причем ушел в тот же самый день: 25 Июля
Текст:
Владимир Высоцкий "Енгибарову от зрителей"
1. Авторское исполнение (единственное), Август 1972 год
2. читает Всеволод Абдулов
Леонид Енгибаров новелла "Карманный вор"
Леонид Енгибаров из новеллы "Жонглер"
"Философствующий клоун", "Клоун с осенью в сердце"
"На Арене печаль и улыбки сквозь слезы,
Он бы смог рассмеятся, если б только не Осень."

Артист был крайне смущен таким вниманием к своей персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.

В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней - 25 июля - Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму - Антонину Андреевну - вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало еще хуже. Матери вновь пришлось вызывать "Скорую". Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: "Дай холодного шампанского, мне станет легче!" Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.

Когда Л. Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Ю. Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...

http://www.peoples.ru/art/circus/clown/engibarov/engibarov-03292009125444uZq.jpg
Памятник Леониду Енгибаряну в Армении

1963  Путь на арену.
Фрак Народа. Леонид Енгибаров (1997)
http://1.bp.blogspot.com/_0K1nw9wwamw/So-qIlDdxGI/AAAAAAAAAh0/pdutWc5lhlQ/s1600/Engibarov.jpg
Tags: ТВ., Цирк
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments