1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Эстония

Оригинал взят у grannushka в Эстония
Никогда не понимала разговоров о вреде затяжных праздников – мол, граждане за время вынужденного безделья объедаются и перепиваются, и потом еще уйма времени уходит на то, чтобы после таких каникул привести себя в норму. Вопросов, на что потратить свободное время, у меня не возникает никогда - если есть хотя бы несколько дней, нужно путешествовать! Даже для тупикового Архангельска это возможно, что уж говорить о жителях центральных областей, где куча достопримечательностей в шаговой доступности. Майские праздники-2014 мы решили посвятить Прибалтике. По площади все три прибалтийские страны занимают 170 кв.км., что в 3,5 раза меньше территории Архангельской области, поэтому мы были в полной уверенности, что изучим эти страны вдоль и поперек.

IMG_0705
На поездку в совокупности у нас было 12 дней, включая отгулы. Для попадания в Прибалтику необходимо оформить Шенгенскую визу, мы делали эстонскую. Две визы с учетом услуг «Пони Экспресс», обошлись примерно в  7 тыс. руб., срок – около 2 недель с доставкой. Проблем с получением не было. Путешествовали мы на своем автомобиле, поэтому перед границей в Ивангороде Ленинградской области оформили Green Card. От Питера, где мы ночевали, до Ивангорода – около 160 км.

IMG_0351
Русско-эстонскую границу перешли очень быстро, но не без неприятностей. Игорь забыл убрать с глаз долой антирадар, который не ускользнул от меткого взгляда эстонского пограничника. «Это видеорегистратор!» – зачем-то соврал Игорь. «Сейчас проверю, что это за регистратор у вас такой», – предвкушая экзекуцию, сказал эстонец. В итоге от прибора пришлось избавиться варварским способом – пограничник не разрешил просто оставить его или выбросить в урну, а заставил разбить об асфальт. Радар-детекторы строго запрещены в Европе, поэтому лучше не рисковать – можно нарваться на штрафы, не важно, будете вы им пользоваться в дороге или нет. «А штрафы у нас большие! – предостерег эстонец. – Привыкайте к эстонским законам!» Впрочем, не особо мы и расстроились - антирадар уже устарел, многие диапазоны, в том числе «стрелку», не перекрывал. Даже 3 года назад в Средней Азии не ловил некоторые частоты. Там, кстати, на него внимания не обращали, хотя азиатские гаишники склонны привязываться к любому пустяку, вплоть до затонированных задних стекол.
Погранпереход Ивангород - Нарва сам по себе является достопримечательностью: в обоих городках есть крепости, стоящие друг напротив друга по разным берегам реки Нарва.

IMG_0374

IMG_0394

IMG_0390

IMG_0364

IMG_0411

IMG_0404
В Нарве забрались на смотровую площадку у крепости, оттуда хороший вид на оба фортификационных сооружения. Полазив по крепости, поехали в Таллинн. Особо на прибалтийских трассах не разгонишься – автострад практически нет, за исключением, пожалуй, трассы Рига – Юрмала, дороги в основном двухполосные, проходящие через населенные пункты. В Эстонии, Латвии и Литве разрешенная скорость в населенных пунктах – 50 км/ч, вне населенных пунктов – 90, на трассах – 110. Средняя скорость – 70 км/ч. В путешествиях я обращаю внимание на марки машин. Так вот, во всех трех прибалтийских странах в глаза бросилось огромное количество "Alfa Romeo".

IMG_3261

IMG_2985

IMG_0772

Гонять не стоит – повсюду видеонаблюдение. В Эстонии особенно много видеокамер на дорогах. Что касается стиля вождения, эстонские водители наиболее аккуратные и спокойные. В отличие от Латвии и Литвы, здесь мы ни разу не встречали засады гаишников на дорогах. Эстонские деревушки совсем не похожи на наши. Дома в основном каменные. Во дворах часто стоят непонятные кирпичные конусообразные конструкции, похожие на башни – что там у них, амбар?

IMG_0426
По пути между Нарвой и Таллинном находится поселок Синимяэ, известный своим мемориалом, посвященным погибшим СС-овцам. Мы безуспешно искали его, сворачивая с основной трассы на второстепенные дороги, и таки нашли мемориал, но, судя по всему, другой, в черте поселка. Музей рядом с мемориалом был закрыт. Людей на улицах не было из-за проливного дождя, поэтому спросить о мемориале было не у кого. По причине выходного не попали мы и в музей-шахту в пос. Кохтла-Нымме (это тоже у трассы, только ближе к Таллинну) – там есть настоящая шахта по добыче сланца, превращенная в музей.  Судя по описанию на официальном сайте http://kaevanduspark.ee, место крайне интересное.

IMG_0429

IMG_0432

IMG_0431
В Таллинне поселились в хостеле Таллиннской школы обслуживания Teko неподалеку от автовокзала. По сути это общежитие, жилые комнаты на 1-м этаже. Двухместный номер – 32 евро. Есть кухня, комната отдыха с библиотекой и телеком, вай-фай, душ и туалет на этаже, во дворе парковка для клиентов. До Старого города, как и до делового центра, можно дойти пешком. В принципе, тут все в пешей доступности – к центру примыкает морской порт, авто- и ж/д вокзалы.
Благодаря наличию кухни мы готовили в хостеле. Что касается продуктовых магазинов, во всей Прибалтике распространены сетевые магазины Rimi, Iki, Maxima. В некоторых магазинах можно расплатиться без участия продавца, очень необычно.

20140510_132212

20140506_094644

В магазинах – огромный выбор рыбных консервов, сыра, хлеба местного производства. Очень достойная молочная продукция, особенно йогурты (большой стакан – около 1 евро). Есть даже йогурт с хлебом!  Обычно этикетки на прибалтийских продуктах пишутся на трех языках – эстонском, литовском и латышском, иногда добавляется и русский. Из местных алкогольных напитков заметила бальзам Vana Tallinn, разнокалиберные сорта пива, сидра. Много польских продуктов. В всех магазинах и кафе, где мы были, расплатиться можно было банковской картой. Уличных обменников в Таллинне меньше, чем в других двух столицах.

20140506_204614

IMG_0512
Погода делала все возможное, чтобы сорвать наши туристические планы - холод стоял собачий. Нас поливало дождем, побило градом, присыпало снегом… Здешняя погода очень изменчива – без куртки, защищающей от ветра и дождя, теплого свитера и головного убора в Прибалтике делать нечего, даже в теплое время года. Хорошо, что я взяла еще и перчатки – т.к. фотографирую, руки в карманы не спрячешь. Желательно иметь чехол-дождевик для техники, чтобы не прятать в рюкзак или под куртку. В столице порадовала пешеходная инфраструктура – пешеходные переходы сделаны на возвышенности и, как правило, вымощены плиткой, есть островки безопасности, обустроены велосипедные дорожки, есть городские велопрокаты, велостоянки. В общем, гулять по городу не страшно. Значительная часть переходов работает «по кнопочке». Много велосипедистов, инвалидов-колясочников.

IMG_0510

IMG_0517

IMG_0569

IMG_0550

IMG_0834

IMG_0803

IMG_0844

IMG_0872

IMG_1229

IMG_0770

IMG_0926

IMG_0759

IMG_1201

IMG_0534

IMG_0538

IMG_0554

Общественный транспорт представлен трамваями, троллейбусами и автобусами. Маршрутных микроавтобусов нет, в отличие, например, от Риги. Полно такси. Метро нет ни в Таллинне, ни в Риге, ни в Вильнюсе. В Прибалтике достаточно чисто, практикуется раздельный сбор мусора. Особенно много таких разноцветных контейнеров в Таллинне.

IMG_0917

IMG_1543

Еще отчего-то запомнилось – в Прибалтике повсеместно курят. Я была уверена, что в европах и америках с этим строго, большие штрафы за курение в общественных местах. Впрочем, меня это совершенно не напрягает. Из городского устройства  обратили на себя внимание красные пожарные гидранты. Странно, почему у нас не могут сделать наружные ПГ? Ведь тогда решится целый ряд проблем – не нужно искать гидрант, откапывать от снега, чистить, убирать припаркованные сверху автомобили.

IMG_0779

IMG_3095
В Старом городе нужно обязательно забраться на смотровые площадки и поснимать красные черепичные крыши с высоты. На смотровые площадки мы выходили случайно, гуляя по узким средневековым улочкам с кучей ресторанов и сувенирных лавок.

IMG_0584

IMG_0672

IMG_0652

IMG_0580

IMG_0611

IMG_0676

IMG_0686

IMG_0729

IMG_0728

IMG_0733

IMG_0679

IMG_0659

IMG_0634

IMG_0608

IMG_0662

IMG_0596

IMG_0665

IMG_0744

IMG_0734

IMG_0776

IMG_0719

Недалеко от центра, среди улочек с деревянными домами, находится дворец Кадриорг с прилегающим к нему парком – напоминает дворцовые пригороды Петербурга, и не случайно – построен по приказу Петра I. Вход в парк свободный, во дворец – платный (мы не ходили).

IMG_0954

IMG_0953

IMG_0950

IMG_0969

IMG_0970

IMG_0971
Дошли и до морского порта, в котором стоят круизные теплоходы. В здании порта было приятно оказаться после пронизывающего ветра и дождя – там очень тепло, шустрый незапароленный вай-фай, туалет – в общем, все, что нужно для жизни! Добравшись до порта, грех не забраться на городской холл – он находится в пяти минутах ходьбы. Здание с массивными лестницами, построенное к Олимпиаде-80, теперь заброшено и действует лишь как необычная обзорная площадка с видом на море и порт.

IMG_0877

IMG_0884

IMG_0903

IMG_0887

IMG_0893

IMG_0880

IMG_0906

IMG_0864
Во всех трех прибалтийских странах, как и в Грузии, есть музеи советской оккупации. В Эстонии мы в музей не попали – был понедельник, и музей не работал. Впрочем, особый антураж чувствуется даже вне стен здания – вокруг музея расставлены ржавые металлические чемоданы, видимо, символизирующие скитания осужденных.

IMG_0590

Неподалеку от музея оккупаций расположен сквер на холме Тынисмяги – место, где до 2007 г. стоял памятник, известный в народе как Бронзовый солдат. От нашего хостела до военного кладбища, где теперь стоит солдат, всего 15 минут пешком (ориентир – автовокзал). Бронзовый солдат, стоящий в тени деревьев, виден сразу же при входе. По-моему, нахождение памятника здесь очень уместно, не вижу в его передислокации никакого оскорбления.

IMG_1059

IMG_1062
Расположение нашего хостела очень удобно, чтобы добраться пешком до многих центральных достопримечательностей. Но без посещения городских окраин представление о Таллинне было бы неполным. Например, приморский район Пирита, пролегающий на многие километры вдоль морского побережья и упирающийся в телебашню. Захватывает обширные сосновые рощи, где полно отдыхающих – люди катаются на роликах и велосипедах, выгуливают собак (собачников вообще много в Эстонии, это бросается в глаза). Район Вяйке-Йысмяе интересен тем, что дома здесь расположены по кругу, центром которого является пруд.

IMG_1029

IMG_1030

IMG_1034

Старины здесь нет, архитектура современная, очень необычная. Конечно, на этот район интереснее было бы посмотреть сверху. Рядом – музей деревянного зодчества под открытым небом, где собраны образцы архитектуры XVII-XX веков. Подобные музеи есть во всех прибалтийских столицах. Очень интересен район Нымме (выезд на Пярну). Застройка здесь малоэтажная, в основном деревянная, как старинная, так и современная, которая удачно гармонирует со стариной. Многоквартирные деревянные дома в Таллинне отделены друг от друга кирпичными стенами – брандмауэрами. Выглядит очень круто! Если бы в Архангельске такие делали, наверно, пожары были бы гораздо менее разрушительными. У нас я видела всего одну такую стену.

IMG_0940

Район Нымме очень зеленый и немноголюдный, по такому приятно гулять. Обязательно стоит зайти на рынок Нымме, расположенный в старинном деревянном здании и вокруг него. Рынок очень не похож на российские базары – все настолько чисто и аккуратно, что напоминает парк отдыха. Возле здания – фонтан, скамеечки с отдыхающими. Под крышей продают мясную, молочную продукцию, есть кондитерская, где можно выпить кофе с какой-нибудь сладостью. На лотках продают в основном цветы, фрукты и овощи. Мы купили испанской клубники, большая упаковка вышла всего на 70 рублей.

IMG_1079

IMG_1080

IMG_1084

IMG_1085

IMG_1086

IMG_1088

IMG_1090

IMG_1096

IMG_1101
Осмотрев Таллинн, мы поехали в Ригу. Дорога в столицу Латвии большей частью идет вдоль моря. По пути заехали в Пярну, приморский курортный город. Погуляли по пешеходной улочке Рюйтли, посмотрели средневековый центр. Городок очень спокойный, не соответствует представлению о шумных курортных городах. В городе две набережные – морская и набережная реки Пярну.

IMG_1191

IMG_1193

IMG_1198

IMG_1202

IMG_1189

IMG_1226

IMG_1233

IMG_1222
Изначально планировали посетить некоторые эстонские острова (всего их около полутора тысяч), посмотреть красивую природу и ветряные мельницы. Но для осмотра Сааремаа и Хийумаа нужно было еще как минимум 2 дня, которых у нас не было. Попадание туда возможно на автомобильном пароме либо на самолете.
В центре Таллинна звучит самая разнообразная речь – можно встретить как русских, так и дальних иностранцев. Много азиатских туристических групп. Насчет русского языка – проблем в общении мы не испытали. Многие говорят на чистом русском, некоторые с акцентом, с молоденькой официанткой в Сабвее пришлось изъясняться на смеси русского и английского.
Tags: Города и страны, Перепост, Фото, Эстония
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments