1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Михаил Иванович Кононов








25 апреля 1940, Москва, СССР — 16 июля 2007, Москва, Российская Федерация
советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1989),
народный артист России (1999)


Несмотря на то, что всенародную любовь и признание Михаил Кононов снискал романтическими и комическими ролями в легких фильмах «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Большая перемена», сам актер до конца жизни самой главной своей удачей и счастьем считал небольшую роль Фомы в картине Тарковского «Андрей Рублев».
Андрей Рублев 1966
Эту маленькую, но чрезвычайно глубокую роль Кононов, очевидно, считал своим пропуском в бессмертие. Она и стала в итоге той планкой в искусстве и в требованиях к себе и окружающим, которую Михаил Иванович установил раз и навсегда. Наверное, поэтому с конца 80-х годов прошлого века уговорить Кононова сняться в каком-либо новом фильме было очень трудно. Сам он признавался, что творящееся ныне на экране повергает его в шок.

– Это ведь не творчество, то, что сейчас в нашем кино делается. Это какое-то обслуживание жанров, – сокрушался бывший Начальник Чукотки.
– Сплошная фальшь и жуть.

Тонкая актерская душа Михаила Кононова была чрезвычайно чутка к любым неверным нотам. Он сам вносил необычное звучание в любой актерский коллектив, в котором работал. Его Яшка-писарь в детской сказке
«
Финист – Ясный сокол»


придал удивительную легкость всему фильму и необычайную живость. И роль-то вроде второго плана, но врезается в память ярко. Удивительно солнечный персонаж. Этот писарь встал в один ряд с другим героем – Алексеем из «Начальника Чукотки», принесшим Кононову
настоящую народную славу.

http://www.vokrug.tv/pic/product/8/2/b/a/medium_82ba08bae5d1ec2688c9b90af56a57b9.jpeg




Впрочем, такую светлую характеристику заслуживает большинство романтических персонажей Кононова.
Простой, бесхитростный парень из народа, приятель из соседнего двора. Таким ворвался в советское кино Михаил в 1961 году еще студентом Театрального училища им. Щепкина, снявшись в киноленте Ивана Пырьева
«Наш общий друг».

"Наш общий друг" (1961)

Наш общий друг 1961

Такими были и его Колька из «Первого троллейбуса»
Исидора Анненского

и Витька Аникин «До свидания, мальчики»


До свидания, мальчики! 1964

и Алеша Семенов «В огне брода нет»


и младший лейтенант Малешкин из героической комедии
Виктора Трегубовича 
«На войне, как на войне».


На войне как на войне 1968

Но главное отличие всех работ актера – невероятная правдивость образов. Наверное, поэтому легко веришь и в его доброго садовника Зинзивера, выбравшего из двух принцесс настоящую, с добрым и чутким сердцем. Он и к сердцам зрителей умел находить ключи. Хотя оставался безжалостным к своему самому громкому триумфу – фильму «Большая перемена». Актер вспоминал, что пришел в ужас, ознакомившись со сценарием картины.
1972 Большая перемена

Большая перемена

– Тогда я сказал себе если смогу преодолеть это, значит, я крепкий актер. Мне кажется, я справился с этой ролью. Естественно, при помощи блистательных актеров, которые играли в фильме, – вспоминал Кононов позже. И он преодолел. И себя, и режиссера, доказав в очередной раз, что он – гениальный актер. Он не лицедействовал, он жил в кадре. Он был Нестором Петровичем Северовым, и во многом благодаря его игре картина завоевала тот громкий успех, на который вначале мало кто рассчитывал. Секрет прост искренность Кононова помогла фильму виртуозно балансировать на тонкой грани реальности и вымысла. Возможно, поэтому Михаил Иванович с особым успехом снимался в детских кинолентах, ведь для того, чтобы тебе поверил ребенок, нужно быть предельно искренним.
                       Однако слишком высокая планка сыграла с артистом коварную шутку. Он так вживался в образ, что порой персонажи мстили ему. Например, во время съемок сказки

«Пока идут часы»

где Кононов играл злого начальника королевской стражи по имени Грызун, Михаил Иванович придумал для создания более зловещего и устрашающего портрета негодяя прикрепить железные пластины на клыки. В итоге все кончилось тем, что актер сбил эмаль на зубах и потом долго лечился. Но зато персонаж получился ярким и запоминающимся. Вообще Кононов мастерски перевоплощался как в бескорыстных героев-рыцарей и весельчаков, так и в мрачных пиратов и разбойников. Одна моя знакомая,
большая фанатка фильма
«Гостья из будущего»


Гостья из будущего 1984

как-то призналась, что лишь к середине последней, пятой, серии фильма догадалась, что коварный пират Крыс и добродушный недотепа Нестор Петрович из «Большой перемены» – это один и тот же актер.

А с конца 80-х годов Кононов стал все реже появляться на экране. В 1989 году актер отметился
ролью офицера КГБ у Юрия Кары в

1989  Пиры Валтасара,
или Ночь со Сталиным

в 1992 году сыграл маршала Ворошилова в драме
«Ближний круг».


Последней работой Кононова стал эпизод в сериале Глеба Панфилова
«В круге первом» по книге Солженицына.

В круге первом

– Я не могу себе позволить сниматься в той дури, что мне предлагают, права не имею. Хотя бы во имя своих друзей, которых уже нет в живых. Нельзя выходить к зрителю с таким убогим багажом, – объяснял Кононов свое нежелание и за большие деньги сниматься в низкопробных сериалах.

И он по-своему был прав, поскольку считал любой компромисс предательством дружбы с теми, с кем начинал свой путь в кино. А ведь однокурсниками его были Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов… Большие актеры. Вот что рассказала вдова Кононова Наталья Павловна, с которой Михаил Иванович прожил 38 лет

– В последнее время Миша часто болел. Сильно подкосило его известие о смерти Виталия Соломина, с которым он учился на одном курсе. А кончина еще одного сокурсника – Виктора Павлова вообще аукнулась сердечным приступом. Незадолго до трагедии с Витей они встречались с Михаилом, и он уговаривал Павлова поберечь сердце, облегчить съемочный график… Витя не послушался.
А Миша все себя винил, что не уберег друга.
После этой смерти он остался совсем один…

В последние годы Кононов удалился от мира, редко появлялся на людях, поселился в деревне Бутырки под Можайском, продав квартиру в столице, где прожил со дня рождения, 25 апреля 1940 года. В деревне семья актера занималась сельским хозяйством – выращивала капусту, картошку, тыкву и щедро делилась этим с соседями.
                       В случае с Кононовым самое горькое, что и мир забыл о вчерашнем кумире. На церемонии прощания с артистом президент Гильдии актеров кино Борис Галкин сказал, что Михаил Кононов был человеком великого таланта и огромного внутреннего стыда. Гордый и независимый, он никогда не просил ничего, а мир, занятый своими проблемами и делами, не снисходил до нужд актера. Но в то же время было бы неправдой сказать, что последние годы Кононов провел в нищете.

Нет, у него были верные поклонники таланта и друзья, которые помогли вернуться в Москву, поддерживали морально и материально.

– То, что сегодня тиражируют газеты, рассказывая о том, что Михаил Иванович бедствовал и средства на лекарства ему собирали больные в палате, – откровенная глупость, – вспоминает друг актера Джейхун Мирзоев. – Я был дружен с ним в последние годы и неизменно помогал семье Кононовых.

Действительно, он часто и сильно болел. Проблемы с ногами – актер перенес тромбофлебит – требовали серьезного лечения, однако на операцию не решался ни один врач - слабое сердце и перенесенный инфаркт грозили тем, что Михаил Иванович мог умереть прямо на операционном столе. А за неделю до смерти я беседовал с Кононовым, который лег в ЦКБ с пневмонией. Он даже заявил мне, что впервые за долгое время его не беспокоят ноги. Попросил меня принести ему в палату котлет – ему очень нравилось, как их жарит моя жена. Увы, это была наша с ним последняя встреча. >>>>>>>>>>>>>>>


Михаил Кононов: «Прости, жизнь, и прощай»
__________________________


Известный английский писатель Уильям Сомерсет Моэм несколько раз в той или иной форме прощался с прошлым. Для меня это повествование – попытка непредвзято разобраться, искренне и честно, в своей собственной душе. Пусть кто-то сочтёт мои мысли своего рода покаянием – или признанием в уважении к мужественным и талантливым людям, с которыми свели меня жизнь и работа в театре,
кинематографе, в сельском быту.
.......................

Михаил Кононов:
Слишком большая перемена


"Последний звонок Нестора Петровича"


"Последний звонок Нестора Петровича"


.......................................- Он сам не поверил тому, что он написал?

- Да. Он думал, что его притянут за распространение антисоветских слухов, как в старые времена. Он бы сказал: “Как антисоветских? Вот у меня был живой прототип, который мне все это рассказывал”, и тут его бы уже никто не притянул. Это как рассказать первоисточник мифа о Прометее. А мы не нуждались в первоисточнике.

- То есть это было его алиби, его оправдание
для советских времен?

- Для советских и для постсоветских. Этот роман лежал долгие годы в журнале “Дружба народов”. Они требовали цензурных сокращений, эротику убирать. Был случай, когда этот роман уже начали печать, но возмутились наборщики и набор рассыпали - издательство “Советский писатель”, ленинградское отделение... Не надо было на него давить. Человек один раз выступил таким божественным органом, слухом своим уловил что-то, - и написал.,..................>>>>>>>

Татьяна ВОЛЬТСКАЯ
Радио «Свобода», 28 мая 2009 года



Фильмы с участием Михаила Ивановича Кононова

1972    Здравствуй и прощай

Здравствуй и прощай


1975    Капитан Немо

Капитан Немо


1977    Кольца Альманзора



1978    Комедия ошибок


1979    Таежная повесть

1981    Василий и Василиса

Василий и Василиса

1997    Царевич Алексей

Михаил Кононов. Начальник Бутырки


Кононов Михаил Иванович
— «Чтобы Помнили»

Tags: КИНО, Статья, ТВ.
Subscribe

promo 1969ja december 16, 2020 11:36 4
Buy for 10 tokens
Оттепель стихи. Оттепель стихи. Все важные фразы. Ок Мельникова. Читает Елена Кирьянова.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments