РАНЕВСКАЯ
(Фельдман)
Фаина Георгиевна
27.08.1896, Таганрог – 19.07.1984, Москва
Раневская Фаина - Биография
Выдающаяся актриса 20-века Фаина Георгиевна Раневская, по свидетельствам современников, кроме своего непревзойдённого актёрского таланта обладала ещё и потрясающей мудростью и остроумием!
О женщинах
• Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.
• Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин
• Такая задница называется "жопа-игрунья".
• Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
• Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке)
• Критикессы - амазонки в климаксе.
• Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
• С такой жопой надо сидеть дома!
О здоровье
• На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она обычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".
• Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
• Я себя чувствую, но плохо.
• Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
• Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
• Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
О старости
• Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
• Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.
• Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.
• Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
• Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
• Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.
• Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
• Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
• Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
О работе
• Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино)
• Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.
• Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
• Я - выкидыш Станиславского.
• Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
• Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
• Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
• Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
• Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
• Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.
• Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
• Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"
• Перпетум кобеле. (О режисере Ю. Завадском)
• Он умрет от расширения фантазии. (О режисере Ю. Завадском)
• Пи-пи в трамвае - все, что он сделал в искусстве.
О себе и жизни
• Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
• Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
• Жизнь моя...Прожила около, все не удавалось. Как рыжий у ковра.
• Спутник славы - одиночество.
• Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
• У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
• Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.
• В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” - ибо в бедность никто не верит.
• Одиночество как состояние не поддается лечению.
• Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
На разные темы
• Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.
• Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
• Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
• Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
• Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
• Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.
• Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
• Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.
• Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
• Понятна мысль моя неглубокая?.
• Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.
• Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.
• Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)
• Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.
Интервью с Фаиной Раневской 1/4
Интервью с Фаиной Раневской 3/4
Интервью с Фаиной Раневской 4/4
Фаина Раневская Романс
Фильмография
1. 1934 — Пышка — Госпожа Луазо2. 1937 — Дума про казака Голоту — Попадья
3. 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
4. 1939 — Подкидыш — Ляля
5. 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
6. 1940 — Любимая девушка — тетка Добрякова
7. 1941 — Мечта — Роза Скороход
8. 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
9. 1942 — Александр Пархоменко — таперша
10. 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тетушка Адель
11. 1943 — Три гвардейца («Родные берега») — Директор музея
12. 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна
13. 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
14. 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
15. 1947 — Весна — Маргарита Львовна
16. 1947 — Золушка — Мачеха
17. 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
18. 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
19. 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст; Сталинская премия третьей степени (1951)
20. 1958 — Девушка с гитарой — Свиристинская
21. 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
22. 1960 — Драма — Мурашкина
23. 1963 — Так и будет
24. 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «Королева Марго»
25. 1964 — Фитиль № 25 — Гадалка в сюжете «Карты не врут»
26. 1964 — Фитиль № 33 — гражданка Пискунова в сюжете «Не поеду»
27. 1965 — Сегодня — новый аттракцион — директор цирка
28. 1965 — Первый посетитель — старая дама
29. 1980 — Комедии давно минувших дней
Фаина Раневская - сайт великой советской актрисы > Биография
Манька-спекулянтка
Сюжет из Фитиля № 25 за 1964 г.
Фаина Раневская. Сюжет из Фитиля № 33 за 1965 г.
Красота - это страшная сила - Фаина Раневская - Весна
Королева Марго - Раневская - Легкая жизнь
Загадка Фаины Георгиевны Раневской
Эйзенштейн сказал молодой Раневской: "Ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, если не научишься заставлять людей подчиняться своей воле. Ты погибнешь и актриса из тебя не получится. Как говорится,- sapienti sat (мудрому достаточно)".
Когда в фильме "Золушка" Раневская-Мачеха, сверкая глазами со сладострастным садизмом, кричит на падчерицу: "Змея!" - я до сих пор как в детстве подпрыгиваю и дух у меня захватывает.
Когда в спектакле "Деревья умирают стоя" в момент потрясения своей героини она поворачивалась лицом к залу и ужасно бледнела, зрителей начинало трясти.
Когда в театре заканчивался эпизод с Манькой-спекулянткой в "Шторме", народ, устраивал ей невообразимую овацию и, не досматривая конец, просто уходил со спектакля, унося в себе это главное драгоценное впечатление.
Когда Чарли Чаплинпосмотрел фильм "Мечта", он с восхищением сказал: "Раневская - одна из самых выдающихся актрис ХХ века".
Кого ни спроси, видевших ее игру, все разводят руками и расступаются, как перед особой королевской крови. Она царила в актерской Империи Чувств, устраивая из каждой своей роли достойное пиршество. Наверно, потому так мало и создала, что до второсортного и пустого не снисходила и в сотрапезники по спектаклю брала далеко не всякого.
Родилась Фаина Георгиевна 27 августа 1896 года в Таганроге. По паспорту она на самом деле Григорьевна, но как это часто бывает, кто-то раз перепутал, а ей так больше понравилось и сама стала при случае настаивать на "Георгиевне". Настоящая фамилия Раневской была Фельдман. Юная актриса выбрала несколько претенциозный псевдоним, напоминающий о героине "Вишневого сада", и напророчила себе судьбу. До самой смерти играла главным образом в комедиях, шутила, как дышала - рефлекторно, а вот жила долго и несчастливо. Это ли не пример зависимости жизни от искусства?
О ее эксцентричности, манере самовыражаться ходят легенды и анекдоты.
Про деньги, которые она ненавидела, выразилась так: "Куда эти чертовы деньги деваются, вы мне не можете сказать? Разбегаются, как тараканы с чудовищной быстротой". Причем сама способствовала этому, - после каждой получки рассовывала рубли по многочисленным конвертам и анонимно рассылала тем знакомым, кто нуждался в помощи.
Подписывалась в письме: "Ваша дама с камениями." - это когда ей поставили диагноз "камни в почках".
Телефонный разговор с занудливым собеседником завершала словами: "Извините, я не могу продолжать разговор. Я говорю из автомата, а здесь собралась большая очередь."
Из светской беседы: "Вам не кажется, что погода переживает климактерический период?"
А как не привести ее афоризм: "Я никогда не была красива, но зато всегда - чертовски обаятельна", и ответ на вопрос: "Над чем сейчас работаете?" - "Над собой. Я симулирую здоровье."
Очень трогательная дружба связывала Фаину Георгиевну с Анной Ахматовой. Они познакомились на юге, в самые голодные времена. Великая поэтесса была очень больна и великая актриса выходила ее. В Москве они сделались подругами и вовсе не разлей вода. Бывало, звонит Раневская Ахматовой и говорит: "Сегодня мне приснился Пушкин!" Та кричит: "Еду!" - и мчится в гости послушать сон. В одной из записей дневника Раневской значится: " Я в последнее время ничего не читаю. Я перечитываю. И все Пушкина, Пушкина, Пушкина. Мне даже приснилось, что он входит и говорит: как ты мне, старая дура, надоела!.."
Многие писали, что характер у нее сложный, но притом бывает добра невероятно, что голос - низкий и грудной, а духи - французские. Но эти детали не есть вся Раневская.
Ну ладно, можно осмыслить и перенять ее способ работы над образом, ее манеру воплощать характер роли. Но то, КАК она переживала момент творчества - вещь непостижимая, это ее личная тайна.
Убийственная бледность в драматические моменты так, что совершенно исчезал цвет лица и грим проступал, как маска - ведь это мощное физиологическое явление! Откуда брались силы каждый раз так бледнеть? Почему в одно мгновение все люди в зале испытывали глубокое потрясение, как-будто на них обрушивалось мощное гипнотическое воздействие? А эти "факельные глаза"! "Новогодний экстаз"
... Мало того, что она всегда настаивала на замене слова "играть" словом "жить", она еще и жила-то какой-то прометеевской жизнью. Все это наводит на мысль о еще не познанном наукой способе воздействия гениальных личностей на всех прочих. Хотите, назовите это властью, данной Богом. Хотите, какой-нибудь индукцией икс-игрек поля. Они (гении) создают единый настрой, ветер духовной энергии, заставляющий повернуться и подставить ему свое лицо. В этом состоянии так возможно постижение высоких истин.
Хочется вспомнить колоссальное полотно Ильи Репина"Иван Грозный", которая, на мой взгляд, приближается к достижению мечты о филосовском камне искусства: чтоб увидев ЭТО люди "хлопались в обморок и вставали прозревшими". М.Барышников сказал, что когда у него в детстве умерла мать, то альтернативы занятиям балетом больше не было. Он жил и спасался от горя в работе над танцем. З.Фрейд связывал развитие гения Леонардо да Винчи с потрясением от ранней разлуки с матерью и обстановкой жизни.
Раневская тоже рано осталась совершенно одна, когда вся ее семья эмигрировала на собственном пароходе в 1917-м году. Ей Россия, где похоронен Пушкин, была дороже. Да, посетила она сей мир действительно в роковые минуты. Во время гражданской войны молодая Фаина, оказавшись в Крыму, выступала в театральной труппе перед красногвардейцами. Потом пыталась пробиться в Московские театры, но никто ее не брал, она часто сокрушалась: " У меня ужасный нос, не лицо, а ж..." Но зато когда играла, доходила до полного вживания в образ. Впервые в жизни исполняя на сцене эпизодическую роль без слов, она так прочувствовала любовь и жалость своей героини к главному герою, что после окончания спектакля разрыдалась и долго никто не мог ее успокоить.
А.Д.Синявский писал: "Искусство свойственно личнoсти, нации, эпохе и всему человечеству подобно инстинкту самосохранения." Обстановка, как говорится, располагала. И совсем не случайны в те голодные лихие годы ее встречи со Станиславским, Качаловым, Эйзенштейном, близкая дружба с Ахматовой и многими-многими художниками -творцами своего времени. Альтернативы театру Раневская не имела: "Я не выбирала профессию, она жила во мне всегда." А Станиславский благословил: "Священнодействуй или убирайся!"
Комическое, как и возвышенное, по утверждению Жан-Поля всегда обитает не в объекте смеха, а в его субъекте. Непосредственным субъектом являлась сама Раневская. Ее стиль, манера, своеобразие творческих приемов, как говорил И.Андронников, передает не только существо персонажа, но и отношение актрисы к нему. При поразительной в своей конкретности и житейской достоверности образа, ей свойственна гиперболизация , как у Гоголя. Не узкая, в лоб, а как явление огромное, социальное, историческое. ( Кстати, ей всегда хотелось заниматься археологией). "Гобсековское величие в ролях". Мега-Мачеха, Архи-Спекулянтка...
Ее самоирония, выражение очень глубокой и конкретной основы образа доставляли эстетическое наслаждение даже в отвратительных характерах.
Лондонский ежегодник "Кто есть кто" вслед за Чаплиным назвал ее в числе десяти лучших актрис ХХ века. Известнейшие талантливые люди дарили ей самые возвышенные эпитеты. Дети бегали за ней толпами и орали: "Муля! Муля!" Прохожие не удерживались от восторгов. Однажды какая-то толстая женщина с авоськами бросилась к актрисе обниматься с криком:" Батюшки, смотрите, люди, кто это! Да вы же моя поклонница!.."
А Раневская говорила репортерам: " У меня головокружение от отсутствия успеха." И писала в дневнике:" От зрителей письма, полные любви. Но ведь это не мне, а тем, кого изображаю. Тоска, тоска..." Она была обречена на чувство одиночества и страшной неудовлетворенности. Но может быть, без этого нельзя так, выражаяясь ее словом,- Жить на сцене и на экране, как это делала она?
Раневская - гештальт искусства. (Гештальт - объект, общие свойства которого невозможно вывести из знания свойств его составных частей.) Можно взять для рассмотрения живой глаз, анатомировать, поместить под микроскоп, но его главное предназначение - нести зрительные образы в мозг, можно постичь, беря во внимание живой организм в целом.
Раневская и есть такое око. Его взор впитывает человеческие страсти, типажи, всю эту жизнь. Драгоценное "Око света", блистающее украшение сокровищницы русской культуры.
Journal information