1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

БАТАЛОВ Алексей Владимирович





04

Родился 20 ноября 1928, Владимир
- 15 июня 2017, Москва

Народный артист СССР (1976)
Лауреат премии Ленинского комсомола (1967)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1968) - за участие в фильме
"Девять дней одного года"
Лауреат Государственной премии СССР (1981) - за участие в фильме "Москва слезам не верит"
Герой Социалистического Труда (1989)
Лауреат премии "Юнона" (1997)
Лауреат премии "Кинотавр" в номинации "Премии за творческую карьеру" за 1997 год
Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством"
II степени (2008)
Награжден Золотой медалью С.Ф. Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф» 17 Международного кинофестиваля «Золотой Витязь»
Вырос в театральной семье. Родители - актеры театра Н. А. Ольшевская и В. П. Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов и его жена О. Н. Андровская, а также В. Я. Станицын.
Когда Алеше было пять лет, его мама, Нина Ольшевская вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. О своем отчиме Алексей Баталов говорит: "Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате".
В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила Анна Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры - Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.
Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку.
Таким человеком стал Алексей Баталов.
С первой женой Ирочкой Ротовой юный Баталов познакомился в 12 лет. Их родители были соседями по даче. Дети вместе проводили время, но затем их разлучила война.
Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе - началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом
каждый день заполнялись зрителями.
Алексей Владимирович вспоминает: "Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся совсем другим, пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению.
Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье.


Алексей Баталов. Дорогой наш человек

 

433183651

Если кому-то в наше не лучшее из времен интересно говорить об уме, чести и совести, (а это, в принципе, должно быть интересно хотя бы кому-нибудь в любые времена) то обратиться можно и нужно к Алексею Баталову. Это не просто имя, это, как теперь говорят, бренд. Алексей Владимирович имеет репутацию самого интеллигентного, самого интеллектуального актера России. Он - человек, который в послесталинское время стал лицом советского кино. И если бы существовал воплощенный «социализм с человеческим лицом», на эту роль как нельзя лучше подошел бы именно этот артист с безупречной репутацией.

Алексей Владимирович родился 20.11.1928 года в семье актеров МХАТа. Весь мир маленького Алеши был театр. Мальчик рос в окружении, «куда сосновую палку поставить - и она зацвела бы», по выражению самого Алексея Владимировича. Это был «совершенно невероятный» круг людей: знаменитые актеры, писатели, поэты, композиторы. Ближайшие родственники и друзья родителей были выходцами из актерской среды, среди них - великие актеры. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В.Ардов. В дом приходили И.Ильф и Е.Петров, Ю.Олеша, М.Зощенко, М.Залка, М.Светлов, Ф.Раневская, Л.Чуковская, Л.Русланова, Б.Пастернак, Д.Шостакович...

М.Булгаков был просто «дядей», приходившим в гости с пасынком, приятелем Леши. На верхнем этаже жил О.Мандельштам, его арестовали и увезли именно оттуда. А.Ахматова, приезжая из Ленинграда, всегда останавливалась в этом доме, она была близкой подругой мамы Алексея. Знала его с 7 лет, а он называл ее тетей Аней... Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и творческих впечатлений детства и юности и, может быть, всей жизни Баталова. Его воспитание и самовоспитание, начальное образование и самообразование складывалось в непосредственном общении с цветом русской интеллигенции.

В выборе профессии в семье Баталовых сомнений не было. Безусловно, Алексей поступил в Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе. Он и теперь остается верен духу Художественного театра. Напрасно в свое время его обвиняли в том, что он променял театр на кинематограф. Баталов всегда был и остается истинным мхатовцем, даже в кино.

batalov_7
Вышло так, что в 1954 году он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Ему предложили роль Алексея Журбина в кинокартине «Большая семья» Иосифа Хейфица. Именно этот режиссер сделал из Алексея Баталова актера. Опытный мастер, тонкий психолог, ленинградец Хейфиц увидел в молодом Баталове тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Это было самое начало перемен, произошедших в советском кинематографе в период «оттепели». Появилась потребность в актерах «живущих», а не «играющих». В лице А.Баталова в середине 1950-х годов зритель получил узнаваемого героя, умного и тонкого собеседника,
говорящего со зрителем на равных и на его языке.

11838769
У И.Хейфица А.Баталов снялся еще в 4 картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек»,«Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Особое место среди этих работ принадлежит очень тонкому фильму «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А.П.Чехова. Во-первых, потому, что здесь наконец состоялась встреча Баталова с классикой и именно с Чеховым; во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, самое главное, требовала преодоления уже привычного восприятия актера как близкого всем современника, «голубоглазого положительного героя». Хейфиц рисковал, но риск оказался оправдан. Образ, созданный А.Баталовым, отличался глубиной, психологизмом, эмоциональностью, был максимально близок чеховскому замыслу. Другими словами, эта роль стала принципиальной победой Баталова, заставившей говорить о нем как
о зрелом и разностороннем актере.

Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В 1956 году М.Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину «Мать» по одноименной повести А.М.Горького. Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В.Пудовкина роль Павла исполнял дядя Алексея - Николай Баталов - талантливейший, обаятельный актер. И эта роль тоже принесла успех Алексею Баталову, режиссеру Донскому, фильму.

47«Летят журавли» М.Калатозова (1957) - фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и мирового(!) кинематографа. Свидетельство тому - Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей. Пронзительная история о любви, предательстве и патриотизме до сих пор трогает сердца. Сейчас кажется странным, что такой фильм советская пресса хором ругала и топтала. Баталов хоть и сыграл небольшую по экранному времени роль - Бориса Бороздина, - однако она стала одной из лучших в его актерской биографии. И в том, что картина стала единственной игровой полнометражной лентой советского производства, получившей высшую награду Каннского фестиваля, была немалая заслуга именно Баталова.

0_73539_bd335385_XL
Алексей Баталов с братьями Михаилом и Борисом Ардовыми


В 1962 году режиссер Михаил Ромм снимает фильм
«Девять дней одного года». А.Баталов в роли физика Гусева воплотил на экране образ героя умного, преданного своей идее и Родине. Картина по опросу читателей журнала "Советский экран" был назван лучшим фильмом года. По этому же опросу лучшим актером года в Советском Союзе был назван Алексей Баталов. Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени. И этот фильм действительно сделал Михаила Ромма, Алексея Баталова и Иннокентия Смоктуновского кумирами советской интеллигенции.

screen6Алексей Владимирович всегда был очень требовательным и разборчивым актером. Это относилось и к режиссерам, и к материалу, с которым приходилось работать. Среди его ролей не было проходных: «Живой труп» (1969) 2 серия ; «Бег» (1971) 2 серия ; «Чисто английское убийство» (1974) 2 серия. ; «Звезда пленительного счастья» (1975) 2 серии ; «Сгореть, чтобы светить» (Болгария, 1975), «Москва слезам не верит» (1980), «Скорость» (1983), «Зонтик для новобрачных» (1986)... Один перечень этих картин вызывает ассоциации и воспоминания у зрителей разных поколений, доказывает значительность и неординарность актера.

«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980), современная мелодрама, которой была уготована счастливейшая судьба. Едва выйдя на экраны страны, картина стала фаворитом сезона. Но слава ее перешагнула далеко за пределы СССР: в том же году она была удостоена высшей награды американской Академии киноискусств - премии "Оскар". По Москве долго ходили слухи, что это провокация: не могли поверить, что американцы дадут "Оскара" не экранизации Достоевского или Пастернака, а классическому советскому фильму. Роль Баталова вновь вовлекла его в водоворот зрительской любви. Поклонницы заваливали «Мосфильм» признаниями в любви Гоше (он же Гога, он же Жора) и на полном серьёзе спрашивали, на какой электричке ездит Баталов.

04_3Многие источники утверждают, что после триумфальной «Москва слезам не верит» кинематограф перестал интересовать Баталова, что он больше нигде не снимался. Он мог работать только со своими людьми, то есть с теми, с которыми у него было полное взаимопонимание, одна цель. «Делать ради чего-то, а не просто так...» «Мне на самом деле неинтересно с чужими». «Я никогда не был наемным актером: что скажут, то и сыграет». И даже в начале 90-х годов, в тяжелейшее для кино и актеров время, Баталов не продался, не изменил своим принципам и во второсортных фильмах играть отказывался, несмотря на то, что ему приносили кипы сценариев.

Однако в его фильмографиях после 1980 года еще больше десятка картин. Среди них: «Скорость» (1983),«Время отдыха с субботы до понедельника» (1984), «Досье человека в "мерседесе"» (1986) 2 серия, «Зонтик для новобрачных» (1986), «Похороны Сталина» (1990), «Железный занавес» (1994) 2 серия, «Роковые яйца» (1995), «Первая любовь» (1995), «Маленькая принцесса» (1997), «Чехов и К» (1998), «Далеко от Сансет-бульвара» (2005)...

Одним из способов творческого самовыражения А.Баталова стала режиссерская работа. В 1958 году он поставил на "Ленфильме" свою дипломную работу - фильм "Шинель" по Н.Гоголю. В 1960 году его выпустили в прокат. В качестве режиссера-постановщика он снял еще 2 картины: «Три толстяка» по Ю.Олеше (1966, совместно с И.Шапиро) и «Игрок» по Ф.М.Достоевскому (1973). Все они - пример своеобразного, интересного и в то же время бережного перенесения литературного решения в экранное; все привлекли внимание критики и вызвали интерес зрителей. В "Трех толстяках" режиссерсам сыграл одну из главных ролей - Тибула. Эта роль потребовала от него большого труда и терпения: так как Баталов всегда старался обходиться на съемочной площадке без дублеров, ему потребовалось год и два месяца учиться искусству канатоходца.

2-sОсобое место в творчестве А.В. Баталова занимает работа на радио. Среди радиопостановок А.Баталова: «Казаки» Л.Н.Толстого, «Белые ночи» Ф.М.Достоевского, «Поединок» А.И.Куприна, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира - классика жанра. Его радиотеатр - это театр живого актера, сложного образа, бережного внимания к слову, необычных творческих находок. Например, в "Ромео и Джульетте" не было ни одной авторской ремарки. Место действия - парк, площадь, улицу - изображал звук: журчанье воды, воркованье голубей... По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. А потом художественное радио стало никому не нужно, его заменили музыкальные и информационные программы...

Коллекция




alexey_batalov-19

С 1975 года Алексей Владимирович Баталов - преподаватель ВГИКа. Помимо России обожающие его ученики работают в Киргизии, Белоруссии, Украине, Азербайджане, Узбекистане, Америке... Он часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. В основе его педагогического метода лежит, конечно, школа Художественного театра, собственный многообразный и богатейший творческий опыт.

Алексей Владимирович Баталов известен и как активный общественный деятель. Огромный вклад А.В.Баталова в развитие отечественной культуры оценен высшими государственными и общественными наградами. Он пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о людях, которых он встречал в течение своей жизни, "Прогулки по Москве".

Фамилия Баталовых (кстати, дворянская) вошла в историю театрального и киноискусства России XX века. Отец, мать, дядя Алексея Владимировича, их друзья-актеры в большой степени определили нравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Алексей Баталов стал их преемником, его имя на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента.

Звезда экрана, Актер и даже больше, чем Актер. Элегантный, красиво стареющий, светящийся человек, в глазах его до сих пор - какой-то дьяволенок: его интеллектуализм и аристократизм смягчаются неизменным чувством юмора, простотой и обаянием. Он знает, для чего стоит жить. Ради обретения собственного «я». «Я просто Баталов».

Людмила Сысоева

Алексей Баталов - Я не торгуюсь с судьбой

       


00a7

Алексей Баталов

"Судьба и ремесло"                             kniga

От автора
Эта книга не что иное, как собрание мгновений, выхваченных из одной актерской жизни. Яркие, сразу ослепляющие или постепенно разгорающиеся в памяти, они, точно фонари, освещают определенные участки дороги.
Отраженные на бумаге в старых записях, статьях или диалогах, мгновения эти неизбежно теряют ту живую силу, те бесчисленные невидимые связи, которые, точно цветные нити, пронизывают всю ткань многофигурного гобелена жизни, то тут, то там дополняя линии общей картины. Теперь это только впечатления, оставшиеся от встреч, событий, от тех мест, где они происходили, от тех времен, через которые шли дни и годы.
Наверное, такие возникшие по разным поводам воспоминания или размышления и не стоило бы выставлять на всеобщее обозрение в виде книги, тем более на суд читающих друзей и знакомых, если бы хоть как-то иначе уметь рассказать о нашем деле, о том, из чего складываются контуры ролей, эпизоды фильмов, замыслы спектаклей, актерские откровения — все то, что является перед публикой в качестве творческого создания.
Бесчисленное количество раз определяя актера, да и сам театр как зеркало своего времени, отражающее лица, нравы, настроения, идеи, наконец, события истории, великие умы человечества уже одним этим сопоставлением приковали исполнителя к жизни, к его судьбе, ко всему, что случалось вокруг. Однако и не обращаясь к минувшим векам, не вспоминая слова Шекспира, мы с вами тысячу раз имели возможность, порой даже невольно, замечать, сколь глубока связь всякого творчества с личностью того, кому принадлежит сочинение. Автор всегда остается в своем произведении и как участник, и как свидетель, и как гражданин, и просто как земной человек. Но если это верно в отношении сочинителя, если терзания самого Толстого или Достоевского становятся болью их героев, то как же должен быть связан со своим созданием скоморох, лицедей, исполнитель, который тут же, на глазах у публики, обязан составить из слов и собственной персоны нечто третье, притом вполне гармоничное, естественное, живое, да еще существующее в определенном, а иногда и вовсе не реальном мире?


370995


«Алексей Баталов.
Встреча со зрителями»


Дом актера 2009 год


Героем вечера, который лег в основу очередной программы из цикла «Дом актера», был Народный артист СССР А.В.Баталов.
На этой встрече Алексей Владимирович делился своими воспоминаниями о своем детстве, о близких людях (Н.Баталове, О.Андровской), любимых актерах (Ф.Раневской, И.Смоктуновском), об отношениях мамы и А. Ахматовой, о некоторых ролях в кино (в том числе «Москва слезам не верит») и т.д.
Это был не только монолог известного актера. Существовала и обратная связь: многие зрители, среди которых были и опытные актеры и те, кто только начинал постигать актерскую профессию, задавали мастеру вопросы, позволившие понять его отношение к тем или иным сторонам творческой жизни.
В программе будут использованы фрагменты
фильмов с участием А.В.Баталова.
         


Книгa: «Диалоги в антракте»,
Алексей Баталов...>>>>>>>

knigabatalov_aleksei_dialogi_v_antrakte

Алексей Баталов: Я благодарю Бога…




1381240_20110607150651

.......— А потому, что у меня в жизни было очень много людей, за которых я бы день и ночь молился, которые погибли в годы репрессий самым страшным образом: в ссылках, в тюрьмах. Замечательные, потрясающие люди, которые ничего, кроме добра никому не делали… Бабушка моя спасала людей.Дедушка погиб во Владимирской тюрьме.
Я всем лучшим, что во мне есть обязан им:
что я знаю и умею, что представляю из себя........

082225978e42b667e5c43321f4a572df

Свет звезды. Алексей Баталов.
Портрет со спины (2003)
Фильм Наталии ЯСНИЦКОЙ.

f4eaf0d5759b

Алексей Баталов - всё труднее жить…

Tags: КИНО, Статья, ТВ., Театр
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments