Западный укрепленный посад Владимира назывался Новым городом. Это место в средние века заселяли городские аристократы, здесь же располагались княжеские дворы. Как это ни странно, но резиденции правителей Руси находились не во владимирском кремле/детинце, о котором я писал в прошлый раз, а тоже на городском посаде. Это обстоятельство внесло дополнительную путаницу в непростую историческую топографию города. Ведь до сих пор неизвестно, где располагалась древнейшая часть Владимира, и в какое время она была основана. Если князья жили в Новом городе, то кто тогда жил в Старом, и где этот "старый город" находился?
В Новом городе сохранились знаменитые Золотые ворота - главные ворота города и единственные сохранившиеся. Как и в древности, сейчас, это визитная карточка Владимира. С них мы и начнем осмотр западной части старого города.
На фото Золотые ворота и Козлов вал, западная часть укреплений Владимира.
В Новом городе сохранились знаменитые Золотые ворота - главные ворота города и единственные сохранившиеся. Как и в древности, сейчас, это визитная карточка Владимира. С них мы и начнем осмотр западной части старого города.
На фото Золотые ворота и Козлов вал, западная часть укреплений Владимира.
Макет города 12-13 вв. из Владимиро-Суздальского музея. На переднем плане - Новый город с белокаменными Золотыми воротами, затем идет Средний город (или Печерний, или Кремль 17 века), а в самом хвосте Ветшаный (Ветхий) город.
По наиболее вменяемой версии, выдвинутой Н.Н.Ворониным, Новый город основал Андрей Боголюбский в середине 12 века, он же построил Золотые ворота. Но, есть версии и более раннего происхождения этой части города, например, иногда называют его создателем Владимира Мономаха. Якобы Мономах пристроил к Среднему городу в начале 12 в. западный укрепленный посад, а сам Средний город (т.е. Кремль) основал в 990 г. Владимир Святой - Креститель Руси. Есть и еще варианты..
Но обилие вариантов основания города не может скрыть тот факт, что от времен - что Владимира Святого, что Владимира Мономаха ничего не осталось, археология не дает материалов, свидетельствующих о существовании крепостей этих князей. А вот от бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского следов много, первые земляные валы Владимира датируются как раз серединой 12 века, временем правления князя Андрея - первого русского самовластца.
Поэтому, по-хорошему стоит признать, что настоящим создателем города Владимира был именно Андрей Боголюбский, именно он свел воедино разрозненные поселения на владимирских холмах. Именно Боголюбский основал вторую столицу Руси - об этом княжьем стремлении повествует Никоновская летопись устами самого Андрея: «Хощу бо сей град (Владимир) обновити митропольею, да будеть сей град великое княжение и глава всем»
Золотые ворота, хоть и дошедшие до нас в измененном виде, предоставляют шикарную возможность пройти под их 14-ти метровой аркой. Несмотря на то, что эти владимирские ворота уже намозолили глаза и туристам, и жителям города, нужно помнить об их изначальном значении. Это не просто парадные городские ворота, это ворота в святой град Иерусалим, причем единственные незаложенные и неперестроенные.
В самом Иерусалиме Золотые ворота были закрыты кладкой еще в средние века, в Константинополе их тоже заложили, остался только незначительный проход, в Киеве Золотые ворота были полностью разрушены, нынешние киевские - абсолютный новодел. И только во Владимире арка осталась полностью неизменной и открытой на всю свою высоту.
Из-за высоты арки внутри ворот пришлось сделать специальную перемычку, на которой крепилась боевая площадка, позволявшая хоть как-то оборонять эту гигантскую брешь в обороне.
Слева, виден проход, через который защитники ворот попадали на площадку.
Над Золотыми воротами возвышается церковь Положения Риз Богородицы, она меняла свой облик на протяжении столетий. Свой нынешний вид храм приобрел после реконструкции А.В. Столетова в 19 веке. Интересно, что на всех средневековых изображениях церковь имела шатровое завершение, а не шлемовидное, как сейчас. А.В. Столетов при реконструкции особо не заморачивался и банально скопировал облик храма с Дмитриевского собора.
На миниатюре Лицевого летописного свода 16 в. изображено падение Золотых ворот Владимира. Церковь здесь имеет явный шатровый верх. И таких изображений множество.
Хроники доносят до нас два варианта этой катастрофы Золотых ворот. По одной версии сразу после строительства рухнули своды, об этом повествует Житие Андрея Боголюбского: "Тамо же созда великий князь Андрей и Златые врата граду каменные и на них церковь построи Положения Ризы Пресвятыя Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красо, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа". По другой, упали на людей только створы ворот, об этом говорит Сказание о чудесах иконы Владимирской Богоматери: "Бе бо не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди"
Раскрытая каменная забутовка на стене лестницы, ведущей на верхнюю площадку.
Слева, проход на нижнюю боевую площадку, что располагалась над створами ворот.
Стены прохода украшены многочисленными древнерусскими граффити. Как правило, это кресты и отдельные слова. Считается, что эти знаки наносили воины выходившие на боевую площадку.
Слева можно разглядеть слово – «Гюргич» (Георгиевич). Возможно, речь может идти о московском князе – Владимире Георгиевиче, сыне владимирского князя Георгия Всеволодовича. В феврале 1238 года при осаде города защитники увидели его с Золотых ворот плененного татарами. Лаврентьевская летопись повествует: "Володимирцы пустиша по стреле на татары, и татарове тако же пустиша по стреле на Золотые ворота… Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера»
Диорама "Штурм Владимира татаро-монголами в 1238 году" в музее Золотых ворот. К сожалению, снимать ее очень тяжело из-за дикого скачущего освещения.
Как известно, именно в районе Золотых ворот татары проломили городские стены, этот момент изображен на диораме.
Конечно боевая площадка над створами совершенно несерьезная тут, воины стоят открыто в полный рост на каких-то бревнах. Естественно, в реальности площадка имела защитный бруствер, скорее всего, над воротами стоял деревянный сруб, как на валах.
Перед стенами Нового города был вырыт ров, который переходил в овраги, спускаясь к рекам Клязьме и Лыбеди.
Гигантский Козлов вал, его высота около 10 м., а ширина основания 25. Сейчас, это лучше всего сохранившаяся часть городских валов Владимира.
В 17 веке Новый город Андрея Боголюбского стал именоваться Земляным городом, так как деревянные стены на валах посада уже исчезли, но сами валы остались. Еще его называли Китай-городом, видимо, по аналогии с московским укрепленным посадом. Как ни странно, но во Владимире был свой Кремль, свой Китай-город и свой Белый город.
Верхняя площадка Козлова вала.
В 19 веке на Козловом валу поставили водонапорную башню. Изначально в такую башню пытались превратить сами Золотые ворота, но решили не рисковать. В 1912 году водонапорную башню перестроили, сейчас же там располагается музей "Старый Владимир".
Башня стоит на вершине земляного вала, а слева можно разглядеть остатки крепостного рва.
Валы Нового города воистину фантастические, сейчас по их верху пустили бульвар, а склоны засадили деревьями. Из-за огромных размеров они даже не воспринимаются как нечто рукотворное, кажется, что это природные холмы.
Внутренняя часть вала, здесь его высота около 6-7 м.
С внешней стороны высота вала и склона плато около 20 м. Также виден крепостной ров, превратившийся в овраг.
Издалека крепостной вал похож на змею, сползающую к реке. Справа, красная водонапорная башня.
На южном склоне плато Нового города Козлов вал встречается с Галейским, между ними прослеживается заметный разрыв, похожий на овраг. Археолог В.П. Глазов после раскопок 1987 года выдвинул версию, что здесь могли располагаться Волжские ворота, через которые из города можно было попасть на пристань реки Клязьмы. Каким образом он идентифицировал тут ворота не очень понятно, так как деревянную воротную башню практически невозможно выделить археологическими методами, сруб ворот ничем не отличается от остатков других срубов в земле. Но, по факту разрыв между Галейским валом и Козловым здесь существует, если конечно эту яму между валами не вырыл сам Глазов:)
Возможный спуск к реке по версии В.П. Глазова. Слева, Галейский вал, а справа Козлов вал.
Галейский вал в отличии от Козлова находится в полном запустении. В идеале, все деревья на валах нужно срубить и расчистить кусты, чтобы можно было любоваться древней русской фортификацией издалека, как это было раньше..
Галейский вал, вид снаружи.
Верхушка Галейского вала и его внутренняя сторона. Здесь высота примерно 4-5 м, а снаружи все 15-20, забрался я на вал по газовой трубе, что видна на фото, без нее и не сдюжил бы)
Мало того, что вал зарос деревьями, так наверху хозяева ближайших дворов устроили завалы из кустов, палок, дабы воспрепятствовать хождению по оным. Это видимо важная причина, почему валы не расчищаются - хозяева ближайших домов не хотят, чтобы с высоты вала кто-то заглядывал на их участки, берегут свою личную жизнь.
Об этом доносил еще в 1729 году капрал Федор Коптев - "А по землянымъ городовымъ валамъ пешие ходятъ и конные ездятъ, такожъ сады садятъ и подъ овощи всякия на техъ городовыхъ валахъ гряды роютъ и огороды городятъ плетнями и заборами и столбы врываютъ и отъ того землянымъ валамъ чинится немалая вреда". В общем, за 300 лет ничего не изменилось - и "гряды роютъ и огороды городятъ плетнями и заборами и столбы врываютъ")
Край Галейского вала, он тут резко обрывается. Далее, в низине, стоят руины домов 19 века, по мнению Н.Н. Воронина именно здесь располагались Волжские ворота. На заднем плане виден кремлевский холм с памятником Владимиру Святому. Воронин предполагал, что деревянные стены здесь спускались вниз - к башне ворот, а потом поднимались вверх уже по склону кремлевского холма, т.е. он думал, что валы на этом стометровом участке отсутствовали вовсе.
Так это выглядит на макете. Только можно заметить, что здесь валы все же продолжаются непосредственно до воротной башни. Я думаю, что это верная деталь. Видимо, валы внизу у Клязмы срыли, чтобы они не мешали спуску к воде. Южная часть города - это такой своеобразный амфитеатр, который сползает к реке.
Возможно, этот полуразрушенный старый купеческий особняк стоит на месте Волжских ворот Нового города.
Ворота носили название "Волжские", так как по Клязьме шел торговый путь именно до Волги, в связи с чем их назвали масштабно - Волжскими, а не Клязьминскими.
Так это место выглядит из Кремля. Когда-то здесь находился главный торг города, что логично, по реке приплывали корабли, их здесь разгружали и пускали товар на продажу.
На фотографии начала 20 века виден, слева, огромный земляной выступ, сейчас он существенно сглажен современной дорогой на Муром, и здесь начинается насыпь моста через Клязьму, возведенного в 1960 году. Мне думается, что на нем имеются остатки земляного вала, который должен был смыкаться с Галейским в районе Волжских ворот.
От Волжских ворот до реки было менее 100 метров, тогда Клязьма текла ближе к городу. Сейчас на месте старой пристани можно наблюдать опоры сразу нескольких мостов - это и современный мост, и старый деревянный. Слева, от опор нынешнего моста я видел деревянные сваи еще одного.
Если немного пройтись вдоль Клязьмы, можно лицезреть на ее высоком берегу Николо-Галейскую церковь 1735 г. Это храм Николы Мокрого покровителя моряков и путешественников. Кстати, галея - это тип плоскодонного речного судна, в честь этих корабликов назвали и церковь, и крепостные валы.
Амфитеатр Нового города во Владимире. На краях этой чаши видны две церкви - Спаса и Георгия Победоносца, до перестроек, это были древнейшие храмы города.
Сначала, осмотрим несколько домиков внизу. Этот уже известный нам, он возможно стоит на месте Волжских ворот. Выглядит красиво)
Еще несколько домов 19 века.
Удивительный парадокс старого Владимира в том, что все его древнейшие церкви находятся в городе, который носит название "Нового". Нынешнюю Спасскую церковь по свидетельствам летописцев основал еще Владимир Мономах. Правда, от его храма абсолютно ничего не осталось, хоть это было и кирпичное здание. В связи с этим Воронин оспаривал место пребывания церкви Спаса Владимира Мономаха в Новом городе, он считал, что храм должен стоять в Кремле. Но, по факту его не нашли нигде. А вот церковь Спаса, возведенная в 1778 г. присутствует недалеко от Золотых ворот. Ее построили на месте какой-то более старой, но не Мономаховой.
Комплекс церквей Спаса Преображения и Николая Чудотворца.
На церкви 1778 года присутствует романский аркатурный пояс, ее зодчие пытались копировать детали старого храма.
Считается, что рядом с крутым обрывом в Новом городе располагались княжеские резиденции, а здешние церкви были домовыми при этих укрепленных дворцах. Рядом с Гергиевской церковью, что на фото, были найдены остатки небольшого земляного вала, он огораживал дворец Юрия Долгорукого.
Резиденции внутри Нового города приписывают трем князьям - Владимиру Мономаху, Андрею Боголюбскому и Юрию Долгорукому. Дворец Всеволода Большое Гнездо находился уже в Печернем городе рядом с Дмитриевским собором.
Русские князья еще по киевскому обычаю продолжали жить вне городских стен в своих собственных укрепленных подворьях-замках. Поэтому аристократическая часть города складывалась вне проживания простых жителей: ремесленников, торговцев, работных людей. Даже Андрей Боголюбский, который пытался опереться на мизинных (меньших) людей в борьбе с ростово-суздальским боярством, построил себе роскошный замок - Боголюбово в 10 км от Владимира.
Нынешняя Георгиевская церковь была возведена в 1796 году, но на старом основании. В отличии от церкви Спаса, фрагменты изначального храма Георгия были обнаружены. Барочная церковь повторяет очертания церкви Юрия Долгорукого 1157 года, даже ее общий объем похож на древнерусский храм.
Но, ответа на вопрос - почему древнейшие церкви Владимира находились в Новом городе, основанном Андреем Боголюбским, нет. Самый древний храм в кремле - это Успенский собор, возведенный тоже Боголюбским, никаких более ранних храмов на территории Печернего города (или Кремля, или города Мономаха и т.д.) - нет. Т.е. считается, что древнейший город Владимира - Печерний (или Кремль), а основание древнейшей церкви Святого Георгия нашли вне стен Кремля - в Новом городе.
Вид от княжеских дворцов (когда-то существовавших) в сторону Клязьмы. Город буквально стекает к реке.
Успенский собор на кремлевском холме.
Раскоп в Новом городе на месте Пятницкой церкви 1770 года постройки. Во время раскопок археологи нашли кладбище 16-17 вв. Пятницкую церковь возвели непосредственно над старыми погребениями, это, надо сказать, была очень распространенная практика на Руси. Наличие кладбища доказывает, что в 16 веке здесь было незастроенное место, т.е. пустырей внутри крепостных стен хватало, и их превращали в кладбища.
Такие валуны закладывали в фундаменты всех каменных строений на Руси.
Мы изучили южную часть Нового города Владимира, теперь двинемся к северу от Золотых ворот.
Местный крепостной вал назывался Никитским (по одноименной церкви в северо-западном углу города). К сожалению, его почти полностью срыли, но как и в Кремле не до конца, основание вала можно наблюдать и сейчас на Никитском бульваре, его высота не более 1 метра.
Вал продолжается вплоть до Никитской церкви.
Никитская церковь была возведена в 1760 году, это самый роскошный образец архитектуры барокко во Владимире.
Раньше на месте Никитской церкви располагался древний Космо-Дамиановский монастырь, но сейчас от него ничего не осталось.
Но, самый известный монастырь Нового города - Княгинин. Он существует и сейчас, монастырь действующий, и снимать на его территории запрещено.
Монастырь основала Мария Шварновна жена Всеволода Большое Гнездо в 1200 году, и здесь же в Успенском соборе она была погребена. Собор Княгинина монастыря стал усыпальницей многих русских аристократок, по свидетельству летописцев здесь были погребены, например, жена и дочь Александра Невского.
Нынешний Успенский собор был возведен на рубеже 15 и 16 веков.
Монастырская ограда 19 века.
На этом заканчиваем осмотр Нового города Владимира, но продолжение все равно следует)
По наиболее вменяемой версии, выдвинутой Н.Н.Ворониным, Новый город основал Андрей Боголюбский в середине 12 века, он же построил Золотые ворота. Но, есть версии и более раннего происхождения этой части города, например, иногда называют его создателем Владимира Мономаха. Якобы Мономах пристроил к Среднему городу в начале 12 в. западный укрепленный посад, а сам Средний город (т.е. Кремль) основал в 990 г. Владимир Святой - Креститель Руси. Есть и еще варианты..
Но обилие вариантов основания города не может скрыть тот факт, что от времен - что Владимира Святого, что Владимира Мономаха ничего не осталось, археология не дает материалов, свидетельствующих о существовании крепостей этих князей. А вот от бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского следов много, первые земляные валы Владимира датируются как раз серединой 12 века, временем правления князя Андрея - первого русского самовластца.
Поэтому, по-хорошему стоит признать, что настоящим создателем города Владимира был именно Андрей Боголюбский, именно он свел воедино разрозненные поселения на владимирских холмах. Именно Боголюбский основал вторую столицу Руси - об этом княжьем стремлении повествует Никоновская летопись устами самого Андрея: «Хощу бо сей град (Владимир) обновити митропольею, да будеть сей град великое княжение и глава всем»
Золотые ворота, хоть и дошедшие до нас в измененном виде, предоставляют шикарную возможность пройти под их 14-ти метровой аркой. Несмотря на то, что эти владимирские ворота уже намозолили глаза и туристам, и жителям города, нужно помнить об их изначальном значении. Это не просто парадные городские ворота, это ворота в святой град Иерусалим, причем единственные незаложенные и неперестроенные.
В самом Иерусалиме Золотые ворота были закрыты кладкой еще в средние века, в Константинополе их тоже заложили, остался только незначительный проход, в Киеве Золотые ворота были полностью разрушены, нынешние киевские - абсолютный новодел. И только во Владимире арка осталась полностью неизменной и открытой на всю свою высоту.
Из-за высоты арки внутри ворот пришлось сделать специальную перемычку, на которой крепилась боевая площадка, позволявшая хоть как-то оборонять эту гигантскую брешь в обороне.
Слева, виден проход, через который защитники ворот попадали на площадку.
Над Золотыми воротами возвышается церковь Положения Риз Богородицы, она меняла свой облик на протяжении столетий. Свой нынешний вид храм приобрел после реконструкции А.В. Столетова в 19 веке. Интересно, что на всех средневековых изображениях церковь имела шатровое завершение, а не шлемовидное, как сейчас. А.В. Столетов при реконструкции особо не заморачивался и банально скопировал облик храма с Дмитриевского собора.
На миниатюре Лицевого летописного свода 16 в. изображено падение Золотых ворот Владимира. Церковь здесь имеет явный шатровый верх. И таких изображений множество.
Хроники доносят до нас два варианта этой катастрофы Золотых ворот. По одной версии сразу после строительства рухнули своды, об этом повествует Житие Андрея Боголюбского: "Тамо же созда великий князь Андрей и Златые врата граду каменные и на них церковь построи Положения Ризы Пресвятыя Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красо, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа". По другой, упали на людей только створы ворот, об этом говорит Сказание о чудесах иконы Владимирской Богоматери: "Бе бо не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди"
Раскрытая каменная забутовка на стене лестницы, ведущей на верхнюю площадку.
Слева, проход на нижнюю боевую площадку, что располагалась над створами ворот.
Стены прохода украшены многочисленными древнерусскими граффити. Как правило, это кресты и отдельные слова. Считается, что эти знаки наносили воины выходившие на боевую площадку.
Слева можно разглядеть слово – «Гюргич» (Георгиевич). Возможно, речь может идти о московском князе – Владимире Георгиевиче, сыне владимирского князя Георгия Всеволодовича. В феврале 1238 года при осаде города защитники увидели его с Золотых ворот плененного татарами. Лаврентьевская летопись повествует: "Володимирцы пустиша по стреле на татары, и татарове тако же пустиша по стреле на Золотые ворота… Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера»
Диорама "Штурм Владимира татаро-монголами в 1238 году" в музее Золотых ворот. К сожалению, снимать ее очень тяжело из-за дикого скачущего освещения.
Как известно, именно в районе Золотых ворот татары проломили городские стены, этот момент изображен на диораме.
Конечно боевая площадка над створами совершенно несерьезная тут, воины стоят открыто в полный рост на каких-то бревнах. Естественно, в реальности площадка имела защитный бруствер, скорее всего, над воротами стоял деревянный сруб, как на валах.
Перед стенами Нового города был вырыт ров, который переходил в овраги, спускаясь к рекам Клязьме и Лыбеди.
Гигантский Козлов вал, его высота около 10 м., а ширина основания 25. Сейчас, это лучше всего сохранившаяся часть городских валов Владимира.
В 17 веке Новый город Андрея Боголюбского стал именоваться Земляным городом, так как деревянные стены на валах посада уже исчезли, но сами валы остались. Еще его называли Китай-городом, видимо, по аналогии с московским укрепленным посадом. Как ни странно, но во Владимире был свой Кремль, свой Китай-город и свой Белый город.
Верхняя площадка Козлова вала.
В 19 веке на Козловом валу поставили водонапорную башню. Изначально в такую башню пытались превратить сами Золотые ворота, но решили не рисковать. В 1912 году водонапорную башню перестроили, сейчас же там располагается музей "Старый Владимир".
Башня стоит на вершине земляного вала, а слева можно разглядеть остатки крепостного рва.
Валы Нового города воистину фантастические, сейчас по их верху пустили бульвар, а склоны засадили деревьями. Из-за огромных размеров они даже не воспринимаются как нечто рукотворное, кажется, что это природные холмы.
Внутренняя часть вала, здесь его высота около 6-7 м.
С внешней стороны высота вала и склона плато около 20 м. Также виден крепостной ров, превратившийся в овраг.
Издалека крепостной вал похож на змею, сползающую к реке. Справа, красная водонапорная башня.
На южном склоне плато Нового города Козлов вал встречается с Галейским, между ними прослеживается заметный разрыв, похожий на овраг. Археолог В.П. Глазов после раскопок 1987 года выдвинул версию, что здесь могли располагаться Волжские ворота, через которые из города можно было попасть на пристань реки Клязьмы. Каким образом он идентифицировал тут ворота не очень понятно, так как деревянную воротную башню практически невозможно выделить археологическими методами, сруб ворот ничем не отличается от остатков других срубов в земле. Но, по факту разрыв между Галейским валом и Козловым здесь существует, если конечно эту яму между валами не вырыл сам Глазов:)
Возможный спуск к реке по версии В.П. Глазова. Слева, Галейский вал, а справа Козлов вал.
Галейский вал в отличии от Козлова находится в полном запустении. В идеале, все деревья на валах нужно срубить и расчистить кусты, чтобы можно было любоваться древней русской фортификацией издалека, как это было раньше..
Галейский вал, вид снаружи.
Верхушка Галейского вала и его внутренняя сторона. Здесь высота примерно 4-5 м, а снаружи все 15-20, забрался я на вал по газовой трубе, что видна на фото, без нее и не сдюжил бы)
Мало того, что вал зарос деревьями, так наверху хозяева ближайших дворов устроили завалы из кустов, палок, дабы воспрепятствовать хождению по оным. Это видимо важная причина, почему валы не расчищаются - хозяева ближайших домов не хотят, чтобы с высоты вала кто-то заглядывал на их участки, берегут свою личную жизнь.
Об этом доносил еще в 1729 году капрал Федор Коптев - "А по землянымъ городовымъ валамъ пешие ходятъ и конные ездятъ, такожъ сады садятъ и подъ овощи всякия на техъ городовыхъ валахъ гряды роютъ и огороды городятъ плетнями и заборами и столбы врываютъ и отъ того землянымъ валамъ чинится немалая вреда". В общем, за 300 лет ничего не изменилось - и "гряды роютъ и огороды городятъ плетнями и заборами и столбы врываютъ")
Край Галейского вала, он тут резко обрывается. Далее, в низине, стоят руины домов 19 века, по мнению Н.Н. Воронина именно здесь располагались Волжские ворота. На заднем плане виден кремлевский холм с памятником Владимиру Святому. Воронин предполагал, что деревянные стены здесь спускались вниз - к башне ворот, а потом поднимались вверх уже по склону кремлевского холма, т.е. он думал, что валы на этом стометровом участке отсутствовали вовсе.
Так это выглядит на макете. Только можно заметить, что здесь валы все же продолжаются непосредственно до воротной башни. Я думаю, что это верная деталь. Видимо, валы внизу у Клязмы срыли, чтобы они не мешали спуску к воде. Южная часть города - это такой своеобразный амфитеатр, который сползает к реке.
Возможно, этот полуразрушенный старый купеческий особняк стоит на месте Волжских ворот Нового города.
Ворота носили название "Волжские", так как по Клязьме шел торговый путь именно до Волги, в связи с чем их назвали масштабно - Волжскими, а не Клязьминскими.
Так это место выглядит из Кремля. Когда-то здесь находился главный торг города, что логично, по реке приплывали корабли, их здесь разгружали и пускали товар на продажу.
На фотографии начала 20 века виден, слева, огромный земляной выступ, сейчас он существенно сглажен современной дорогой на Муром, и здесь начинается насыпь моста через Клязьму, возведенного в 1960 году. Мне думается, что на нем имеются остатки земляного вала, который должен был смыкаться с Галейским в районе Волжских ворот.
От Волжских ворот до реки было менее 100 метров, тогда Клязьма текла ближе к городу. Сейчас на месте старой пристани можно наблюдать опоры сразу нескольких мостов - это и современный мост, и старый деревянный. Слева, от опор нынешнего моста я видел деревянные сваи еще одного.
Если немного пройтись вдоль Клязьмы, можно лицезреть на ее высоком берегу Николо-Галейскую церковь 1735 г. Это храм Николы Мокрого покровителя моряков и путешественников. Кстати, галея - это тип плоскодонного речного судна, в честь этих корабликов назвали и церковь, и крепостные валы.
Амфитеатр Нового города во Владимире. На краях этой чаши видны две церкви - Спаса и Георгия Победоносца, до перестроек, это были древнейшие храмы города.
Сначала, осмотрим несколько домиков внизу. Этот уже известный нам, он возможно стоит на месте Волжских ворот. Выглядит красиво)
Еще несколько домов 19 века.
Удивительный парадокс старого Владимира в том, что все его древнейшие церкви находятся в городе, который носит название "Нового". Нынешнюю Спасскую церковь по свидетельствам летописцев основал еще Владимир Мономах. Правда, от его храма абсолютно ничего не осталось, хоть это было и кирпичное здание. В связи с этим Воронин оспаривал место пребывания церкви Спаса Владимира Мономаха в Новом городе, он считал, что храм должен стоять в Кремле. Но, по факту его не нашли нигде. А вот церковь Спаса, возведенная в 1778 г. присутствует недалеко от Золотых ворот. Ее построили на месте какой-то более старой, но не Мономаховой.
Комплекс церквей Спаса Преображения и Николая Чудотворца.
На церкви 1778 года присутствует романский аркатурный пояс, ее зодчие пытались копировать детали старого храма.
Считается, что рядом с крутым обрывом в Новом городе располагались княжеские резиденции, а здешние церкви были домовыми при этих укрепленных дворцах. Рядом с Гергиевской церковью, что на фото, были найдены остатки небольшого земляного вала, он огораживал дворец Юрия Долгорукого.
Резиденции внутри Нового города приписывают трем князьям - Владимиру Мономаху, Андрею Боголюбскому и Юрию Долгорукому. Дворец Всеволода Большое Гнездо находился уже в Печернем городе рядом с Дмитриевским собором.
Русские князья еще по киевскому обычаю продолжали жить вне городских стен в своих собственных укрепленных подворьях-замках. Поэтому аристократическая часть города складывалась вне проживания простых жителей: ремесленников, торговцев, работных людей. Даже Андрей Боголюбский, который пытался опереться на мизинных (меньших) людей в борьбе с ростово-суздальским боярством, построил себе роскошный замок - Боголюбово в 10 км от Владимира.
Нынешняя Георгиевская церковь была возведена в 1796 году, но на старом основании. В отличии от церкви Спаса, фрагменты изначального храма Георгия были обнаружены. Барочная церковь повторяет очертания церкви Юрия Долгорукого 1157 года, даже ее общий объем похож на древнерусский храм.
Но, ответа на вопрос - почему древнейшие церкви Владимира находились в Новом городе, основанном Андреем Боголюбским, нет. Самый древний храм в кремле - это Успенский собор, возведенный тоже Боголюбским, никаких более ранних храмов на территории Печернего города (или Кремля, или города Мономаха и т.д.) - нет. Т.е. считается, что древнейший город Владимира - Печерний (или Кремль), а основание древнейшей церкви Святого Георгия нашли вне стен Кремля - в Новом городе.
Вид от княжеских дворцов (когда-то существовавших) в сторону Клязьмы. Город буквально стекает к реке.
Успенский собор на кремлевском холме.
Раскоп в Новом городе на месте Пятницкой церкви 1770 года постройки. Во время раскопок археологи нашли кладбище 16-17 вв. Пятницкую церковь возвели непосредственно над старыми погребениями, это, надо сказать, была очень распространенная практика на Руси. Наличие кладбища доказывает, что в 16 веке здесь было незастроенное место, т.е. пустырей внутри крепостных стен хватало, и их превращали в кладбища.
Такие валуны закладывали в фундаменты всех каменных строений на Руси.
Мы изучили южную часть Нового города Владимира, теперь двинемся к северу от Золотых ворот.
Местный крепостной вал назывался Никитским (по одноименной церкви в северо-западном углу города). К сожалению, его почти полностью срыли, но как и в Кремле не до конца, основание вала можно наблюдать и сейчас на Никитском бульваре, его высота не более 1 метра.
Вал продолжается вплоть до Никитской церкви.
Никитская церковь была возведена в 1760 году, это самый роскошный образец архитектуры барокко во Владимире.
Раньше на месте Никитской церкви располагался древний Космо-Дамиановский монастырь, но сейчас от него ничего не осталось.
Но, самый известный монастырь Нового города - Княгинин. Он существует и сейчас, монастырь действующий, и снимать на его территории запрещено.
Монастырь основала Мария Шварновна жена Всеволода Большое Гнездо в 1200 году, и здесь же в Успенском соборе она была погребена. Собор Княгинина монастыря стал усыпальницей многих русских аристократок, по свидетельству летописцев здесь были погребены, например, жена и дочь Александра Невского.
Нынешний Успенский собор был возведен на рубеже 15 и 16 веков.
Монастырская ограда 19 века.
На этом заканчиваем осмотр Нового города Владимира, но продолжение все равно следует)
Journal information