20 мая 1938 года - 23 декабря 2007 года
Народный артист России (2003)
Заслуженный артист РСФСР (1984)
Кавалер Ордена Дружбы (1998)
Родился 20 мая 1938 года в Москве.
Отец Игоря Васильева был известный в Москве архитектор, он собрал огромную библиотеку. И Игорь с детства любил много читать.
В 1961 году Игорь Васильев окончил Школу-студию МХАТ (курс А. Карева), а в 1973 году закончил Высшие курсы
сценаристов и режиссеров.
С 1961 по 1963 годы Васильев - актер и режиссер МХТ.
С 1963 по 1970 годы Игорь Васильев служил в театре "Современник", а с 1970 по 2007 годы снова работал в МХТ в качестве актера и режиссера. «Он был ни на кого не похож, – рассказывала Марина Брусникина. – Невероятно красивый мужчина и интересный человек. Он много читал, много знал. Удивительная личность. Ничего напоказ. В годы своей молодости он считался человеком андеграунда. Это же он первый нашел Петрушевскую, первый тонко почувствовал и понял ее произведения, а затем привел ее в театр».
В кино актер дебютировал ролью Сенечки в фильме «Город - одна улица» в 1964 году и сыграл еще более чем в 30 картинах. Его фильмография не так обширна, но барона Шлоссера из картины «Вариант «Омега», где он сыграл в паре с Олегом Далем, помнят многие. А еще были «Трактир на Пятницкой»,
«Завещание профессора Доуэля»,
и другие яркие роли.
Последние годы в кино Игорь Васильев практически не снимался, был занят в основном в театре. Поклонники могли радоваться его таланту, придя на спектакли в МХТ им. Чехова. Последняя премьерная постановка МХТ - спектакль «Тутиш» - состоялась за два месяца до его кончины. Но артист успел выйти на сцену в новой роли старика Али.
Последней большой киноработой Игоря Васильева стала картина
«Искушение Дирка Богарда»
. Дирк Богард был любимым актером Висконти, звездой фильмов «Смерть в Венеции», «Гибель богов», «Ночной портье». Когда режиссер Кирилл Мозгалевский задумал снять картину о звезде мировой величины,
появилась проблема - взять Богарда?
Режиссер рассказывал: «Мне говорили, что найти актера на роль Дирка Богарда – это все равно что решить теорему Ферма. Таких актеров, которые могли бы играть, как Богард в «Зоне молчания», только глазами, практически без слов, не осталось. Олега Даля нет, Янковский занят. И тогда мы вспомнили про Игоря Васильева, как он играл
в «Варианте «Омега».
Все было за него – аристократизм, манера держаться, абсолютное глубокое содержание, порядочность. И даже при отрицательном обаянии и Богард, и Васильев могли влюблять и притягивать к себе зрителя. Помните дуэль в «Омеге» его барона Шлоссера с Олегом Далем? Я вам скажу, что Шлоссер, пожалуй, был и лучше. Кроме этого, была еще одна вещь, почему я выбрал Васильева, а не другого, – он болел теми же фильмами,
что и я, он любил тех же режиссеров».
Алена Яковлева в картине Мозгалевского сыграла вместе с Васильевым: «Я думаю, что Игорь Алексеевич был человеком замкнутым. И ему не очень-то хотелось сниматься в сериалах: как человека интеллектуального, его это явно не притягивало. Кроме того, он глубоко индивидуальный актер, с нетипичным для героев настоящего времени лицом.
Вот его киносудьба и не сложилась».
Игорь Васильев обладал изысканным вкусом, любил модно одеваться, был знаком с последними тенденциями в моде. Своим гардеробом он пользовался даже на съемках.
Например, в фильме «Искушение Дирка Богарда» потребовалось хорошее дорогое пальто. Где найти? И тогда Васильев принес свое пальто. «Это подарок от Славы Зайцева», – сказал он съемочной группе. В нем и снялся.
Тяга ко всему необычному, новому, постоянное самообразование – свойства людей интеллигентных, хорошо воспитанных.
– С ним можно было потрещать на разные темы, – вспоминает Кирилл Мозгалевский. – Поговорить о поэзии, литературе, музыке.
– А как он любил ходить в кино, – продолжает Марина Брусникина. – Помню, сразу после премьеры фильма Кончаловского «Глянец» в театре завязалась дискуссия по поводу качества картины. Кто-то сказал: «Да ерунда этот «Глянец». На что Игорь парировал: «Вы сначала сходите и посмотрите. И не надо никого слушать. Вот я не считаю, что это ерунда». У Игоря Алексеевича всегда на все было свое мнение.
Но он его не торопился высказывать, пока его не спросишь.
Свою личную жизнь Игорь Алексеевич никогда не выносил на публику. Когда-то он был женат на Ирине Мирошниченко. После развода они дружили новыми семьями, до последних дней тепло и трепетно друг к другу относились.
Игорь Васильев скончался 23 декабря 2007 года
от сердечного приступа.
Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Игорь Васильев умер тихо, так же тихо, как жил. Как сказала о нем режиссер МХТ им. Чехова Марина Брусникина: «Он был очень редкий человек в смысле тишины, достоинства и интеллигентности».
30 декабря 2007 года спектакль «Тутиш» был сыгран в его память.
Спектакль: Тутиш Пресса о спектакле.
Али — Игорь Васильев
Кароматулло — Евгений Киндинов
Шодибек — Виктор Кулюxин
Фильмы с участием
Васильева Игоря Алексеевича
1975 Маленькие зверушки
Антони ван Левенгука
1979 Вернемся осенью
Смотреть
Похищение "Савойи" (1979)
2-ая серия
1983 Черный замок Ольшанский
1998 Чехов и Ко
Свистуны | 7-я серия
2002 Бабий Яр (Украина)
Театральные работы
Театр "Современник":
«Голый король» - Генрих
«Сирано де Бержерак» Э. Ростана - Кристиан
МХАТ:
«Сладкоголосая птица юности» - Чанс Уэйн
«Три толстяка» - канатоходец Тибул
«Бронепоезд 14-69» - американский солдат
«Последние дни» - Дантес
“На всякого мудреца довольно простоты”
1976 год. А. Островского - Глумов
«Валентин и Валентина» - Гусев
«Дядюшкин сон» - Мозгляков
«Утиная охота» - Зилов
МХТ им. А. Чехова:
«Перламутровая Зинаида» - Юрик
«Бал при свечах» - Понтий Пилат
«Московский хор» - Саша
«Мария Стюарт» - Лестер
«Борис Годунов» - Басманов
«Преступление и наказание» Ф. Достоевского - Свидригайлов
«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира - Обертон
«Маскарад» - Неизвестный
«Амадей» - Барон Готфрид Ван Свитен (пост. М. Розовский)
«Новый американец» А. Марьямова, C. Довлатова - Баскин (пост. П. Штейн)
«Учитель словесности» - Его Превосходительство
«Тутиш» А. Торка -Али (реж. М. Брусникина)
1977 А.П. Чехов. Три сестры (фильм-спектакль)
Фильмография:
Город - одна улица (1964) роль: Сенечка
Строится мост (1965) роль: Саша Малашкин
Не самый удачный день (1966) роль: посетитель кафе
Гойя, или Тяжкий путь познания | Goya - oder Der arge Weg der Erkenntnis (ГДР, СССР, Болгария, Югославия) (1971)
Инженер Прончатов (1972) главная роль: Прончатов
Схватка (1972) эпизод
Единственная дорога| Okovani soferi (1974) роль: Гюнтер
Вариант Омега (1975) роль: Георг фон Шлоссер, барон-контразведчик
Кафе "Изотоп" (1977) роль: академик Коростылёв
Трактир на Пятницкой (1977) роль: Сергей Николаевич Зайцев, следователь
Сладкоголосая птица юности (телеспектакль) (1978)
Бархатный сезон (1978) роль: Парадье
Вернемся осенью (1979) главная роль: Кузьмин Евгений
Погоня в степи (1979)
Похищение "Савойи" (1979) роль: Лансье, он же Поль Латире
Поэма о крыльях (1979) роль: Вадим Кириллов, из команды Сикорского
Кодовое название "Южный гром" (1980) роль: Павел
«Долгий путь в лабиринте» (1981) роль: Константин Лелека, поручик
Дочь командира (1981) роль: майор Крейц
Единственный мужчина (1981) главная роль: Александр Корецкий
Линия жизни (1981) роль: Крумов
Формула памяти (1982) роль: Перфильев
Черный замок Ольшанский 1 Серия (1983) роль: князь Витовт
1983 Возвращение с орбиты роль: руководитель полётов
Завещание профессора Доуэля (1984) главная роль: доктор Роберт Корн, талантливый химик и ученик, оказывается циничным дельцом и убийцей
С юбилеем подождем (1985) роль: скульптор
Так победим! (телеспектакль) (1987) роль: комдив
Оружие Зевса (1990)
Плащаница Александра Невского (Роковая кража) (1991) роль: "Шаман" / Семен Петрович
Семнадцать левых сапог (За что?) (1991)
Выстрел в гробу (Украина) (1992) роль: генерал Кагорный
Казино (1992) эпизод
Слава Богу, не в Америке ... (Россия, Беларусь) (1992) роль: управляющий
Поджигатель (короткометражный) (Украина) (1992) главная роль: Вадим Борисович, специалист по сжиганию чужого имущества
Бравые парни (Украина) (1993) роль: генерал, командир воздушной дивизии
Чехов и К (1998)
Бабий яр (Украина) (2002) роль: главная роль
Искушение Дирка Богарда (2002) главная роль: Дирк Богард в преклонном возрасте
Время жестоких (2004)
Очарование зла (2005) роль: генерал Скоблин
МУР есть МУР 3 (2005) роль: Глеб Дмитриевич Ферапонтов
Гражданин начальник 3 (2006)
Пером и шпагой (2007) роль: старуха
Возьми меня с собой (2008) роль: отец Марго и Аллы
12 марта 2008
Уйти, никого не напрягая
Под самый Новый год, 23 декабря, в Москве на 70-м году жизни скончался народный артист России Игорь Алексеевич Васильев. Его фильмография не так обширна, но барона Шлоссера из картины «Вариант «Омега», где он сыграл в паре с Олегом Далем, вспомнят многие. А еще были «Трактир на Пятницкой», «Завещание профессора Доуэля», «Бабий яр» и другие яркие роли… Страна этой потери не заметила – Игорь Васильев умер тихо, так же тихо, как жил. Как сказала о нем режиссер МХТ им. Чехова Марина Брусникина: «Он был очень редкий человек в смысле тишины, достоинства и интеллигентности». «Я в шоке...» – О каком Игоре Васильеве вы говорите? – удивилась худрук театра «Современник» Галина Борисовна Волчек. – Гарик, что ли? А разве он умер? Когда? Я даже не знала. Не могу ничего сказать. Я просто раздавлена этой новостью. Я в шоке. – Игорь Алексеевич снимался в последний раз в моей картине «Искушение Дирка Богарда», – поделился с нами режиссер Кирилл Мозгалевский, – и я узнал о кончине актера только в день похорон. Мне в Париж позвонили друзья из Театра сатиры и рассказали: «По радио услышали, что в Художественном театре идет прощание с Васильевым. Знать бы раньше, обзвонили бы всех наших». Вот и я не успел на прощание. Позже, когда прилетел в Москву, мы сходили на кладбище. Прости нас, Игорь… – Он был ни на кого не похож, – говорит Марина Брусникина. – Невероятно красивый мужчина и интересный человек. Он много читал, много знал. Удивительная личность. Ничего напоказ. В годы своей молодости он считался человеком андеграунда. Это же он первый нашел Петрушевскую, первый тонко почувствовал и понял ее произведения, а затем привел ее в театр. Неизвестный муж Мирошниченко Тяга ко всему необычному, новому, постоянное самообразование – свойства людей интеллигентных, хорошо воспитанных. Отец Игоря Васильева был известный всей Москве архитектор, он собрал огромную библиотеку.
Неудивительно, что актер с детства читал запоем. Свою личную жизнь Игорь Алексеевич никогда не выносил на публику. И мало кто знает, что когда-то он был женат на Ирине Мирошниченко. Они дружили уже новыми семьями, до последних дней тепло и трепетно друг к другу относились. – С ним можно было потрещать на разные темы, – вспоминает Кирилл Мозгалевский. – Поговорить о поэзии, литературе, музыке. – А как он любил ходить в кино, – продолжает Марина Брусникина. – Помню, сразу после премьеры фильма Кончаловского «Глянец» в театре завязалась дискуссия по поводу качества картины. Кто-то сказал: «Да ерунда этот «Глянец»». На что Игорь парировал: «Вы сначала сходите и посмотрите. И не надо никого слушать. Вот я не считаю, что это ерунда». У Игоря Алексеевича всегда на все было свое мнение. Но он его не торопился высказывать, пока его не спросишь. Выиграл дуэль с Олегом Далем Последние годы в кино Игорь Васильев практически не снимался, был занят в основном в театре. Поклонники могли порадоваться его таланту, придя на спектакли в МХТ им. Чехова, в котором он служил с 1961 года. (В небольшой перерыв – с 1964 по 1970-й – он работал в «Современнике».) Последняя премьерная постановка МХТ – спектакль «Тутиш» – состоялась за два месяца до его кончины. Но артист успел выйти на сцену в новой роли старика Али. Символично, но «Тутиш» – спектакль-притча об ожидании чуда, история, полная надежд и воспоминаний. Находясь на обочине жизни, трудно что-либо менять. Что делать, если ты не в силах повернуть время вспять? Только одно – быть человеком. Последней большой киноработой Игоря Васильева стала картина «Искушение Дирка Богарда». Дирк Богард был любимым актером Висконти, звездой фильмов «Смерть в Венеции», «Гибель богов», «Ночной портье». И вот русский режиссер Кирилл Мозгалевский задумал снять картину о звезде мировой величины. Но где взять Богарда? – Мне говорили, что найти актера на роль Дирка Богарда – это все равно что решить теорему Ферма. Таких актеров, которые могли бы играть, как Богард в «Зоне молчания», только глазами, практически без слов, не осталось. Олега Даля нет, Янковский занят. И тогда мы вспомнили про Игоря Васильева, как он играл в «Варианте «Омега». Все было за него – аристократизм, манера держаться, абсолютное глубокое содержание, порядочность. И даже при отрицательном обаянии и Богард, и Васильев могли влюблять и притягивать к себе зрителя. Помните дуэль в «Омеге» его барона Шлоссера с Олегом Далем? Я вам скажу, что Шлоссер, пожалуй, был и лучше. Кроме этого, была еще одна вещь, почему я выбрал Васильева, а не другого, – он болел теми же фильмами, что и я, он любил тех же режиссеров. Алена Яковлева в картине Мозгалевского сыграла вместе с Васильевым: – Я думаю, что Игорь Алексеевич был человеком замкнутым. И ему не очень-то хотелось сниматься в сериалах: как человека интеллектуального, его это явно не притягивало. Кроме того, он глубоко индивидуальный актер, с нетипичным для героев настоящего времени лицом.
Вот его киносудьба и не сложилась. – Игорь Васильев со своим взглядом на жизнь, аристократизмом, нехабальством никуда не лез, – говорит Кирилл Мозгалевский. – И это в данной конкретной нашей жизни очень плохо. Слава Богу, что в своем мире, честном, романтичном, где главные ценности – духовность, любовь, знания, он был счастлив. Ему было что сказать, но вот вопрос: кому говорить? Ведь вокруг много людей, которые этого даже не поняли бы. Зачем ему надо было расплескиваться? «Когда, говорите, он умер?» Игорь Васильев обладал изысканным вкусом, любил модно одеваться, был знаком с последними тенденциями в моде. Своим гардеробом он пользовался даже на съемках. Например, в фильме «Искушение Дирка Богарда» потребовалось хорошее дорогое пальто. Где найти? И тогда Васильев принес свое пальто. «Это подарок от Славы Зайцева», – сказал он съемочной группе. В нем и снялся. – Мы дружили с Игорем, я шил ему, – сказал Вячеслав Зайцев. – Я тоже не знал, что он умер. Когда, вы говорите? В конце декабря? А что с ним произошло? Произошел инфаркт. Он никогда не жаловался, но в театре знали, что у него больное сердце. «Если бы не больное сердце, он был бы брутальнее, – вздыхает Мозгалевский. – А так Игорь был вальяжным». – Он ведь до последних дней был профоргом МХТ, – говорит Марина Брусникина. – Сделал много добрых, хороших дел для актеров и работников театра, не афишируя этого.
0 Игумнова Зоя >>>>>>>>>>>>>>>
Journal information