1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Кирилл Юрьевич Лавров.

15 сентября 1925 — 27 апреля 2007.



— советский и российский актёр театра и кино, общественный деятель.
Герой Социалистического Труда (1985).
Народный артист СССР (1972).
Лауреат Ленинской премии (1982),
Государственной премии СССР (1978) и Государственной премии РСФСР
им. бр. Васильевых (1974).


Кирилл Лавров родился в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург) и был крещён в Иоанно-Богословском храме Леушинского подворья в Озерном переулке. Его дед, Сергей Васильевич Лавров, был директором гимназии Императорского Гуманитарного общества в Санкт-Петербурге, после революции 1917 года эмигрировал в Белград, где умер и был похоронен в 1944 году. До 1934 года отец Кирилла, Юрий Сергеевич Лавров, поддерживал связь со своим отцом, но потом связь оборвалась. Во время гастролей со спектаклем «Живые и мёртвые» Кирилл нашёл могилу деда с белым мраморным крестом, фотографией на нём и датами жизни «1873—1944».
Бабушка, Елизавета Акимовна Лаврова, отказалась эмигрировать и осталась в Петрограде с детьми, помогая Юрию Лаврову, отцу Кирилла, начать карьеру в Большом драматическом театре (БДТ). С 1919 по 1937 год Юрий Лавров служил в БДТ и других ленинградских театрах. Мать Кирилла, Ольга Ивановна Гудим-Левкович, также была актрисой,
работала в театре и на радио.
Семья Лавровых жила в Ленинграде до середины 1930-х годов. Кирилл учился во Второй полной средней школе Володарского (с 1940 — Смольнинского) района Ленинграда. Сейчас это гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга. После убийства С. М. Кирова начались чистки и преследования ленинградской интеллигенции, был арестован и сослан в лагерь руководитель БДТ А. Д. Дикий. В то время Кирилл остался с бабушкой, а родители, Юрий и Ольга Лавровы, уехали из Ленинграда в Киев, где впоследствии Юрий Лавров стал одним из ведущих артистов, а потом и художественным руководителем Киевского театра русской драмы им. Л. Украинки.

С детства увлекался спортом. Имел 1-й юношеский разряд по гимнастике, прекрасно ходил на лыжах, в молодости умел фехтовать. Болел за футбольный клуб «Зенит» и много лет был капитаном футбольной команды БДТ. Собрал большую домашнюю библиотеку
по истории России и Санкт-Петербурга.

Во время Великой Отечественной войны Кирилл был в эвакуации в Кировской области и Новосибирске, подростком работал в совхозе, токарем на заводе № 352 Наркомата боеприпасов. В начале 1943 года в возрасте 17 лет добровольцем ушёл в армию. Cлужил до 1950 года: в Астрахани окончил военную авиационную школу, затем пять лет служил техником в бомбардировочном полку на одном из Курильских островов (Итуруп), готовил к боевым вылетам пикирующие бомбардировщики «Пе-2». В армии участвовал в художественной самодеятельности,
играл в любительских спектаклях.

Театрального образования не имел, из-за войны даже не окончил школу и не имел аттестата зрелости, поэтому получил отказы при поступлении в московские театральные училища. После демобилизации, в 1950 году приехал к отцу в Киев и поступил на должность артиста-стажёра в труппу Киевского театра русской драмы им. Л. Украинки. В течение пяти лет под руководством отца осваивал актёрское мастерство, выходя на сцену вместе с отцом в нескольких спектаклях. Особую помощь в его образовании и становлении как актёра оказал руководитель театра К. П. Хохлов.
Став художественным руководителем Большого драматического театра им. М. Горького, К. П. Хохлов в 1955 году пригласил в БДТ Кирилла Лаврова. В 1956 году театр возглавил Г. А. Товстоногов, под руководством которого Кирилл Лавров работал с 1956 по 1989 год, сыграл несколько десятков ролей, в том числе Молчалина в «Горе от ума», Солёного в «Трёх сёстрах», Нила в «Мещанах», Городничего в «Ревизоре», Астрова в «Дяде Ване».
В 1989 году, после смерти Г. А. Товстоногова, стал руководителем БДТ. Избранный тайным голосованием коллектива, он не был режиссёром, и одной из главных забот нового художественного руководителя, наряду с сохранением труппы и решением финансовых проблем, стали поиски талантливых режиссёров. Со всеми задачами Кирилл Лавров справился и руководил театром до конца своей жизни.





Карьеру в кино начал в 1955 году с фильма
«Васёк Трубачёв и его товарищи».
Первую главную роль сыграл в фильме
«Ссора в Лукашах» (1959)


снятом на киностудии «Ленфильм».
Снимался в главных ролях в кинофильмах
«Живые и мёртвые» 1963
Как режиссёр совместно с М. А. Ульяновым снял третью серию фильма «Братья Карамазовы» (первые две снимал И. А. Пырьев, но он скончался во время съёмок картины).

«Братья Карамазовы»               Смотреть
27 сентября 2006 года был госпитализирован в клинику усовершенствования врачей при Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. По некоторым данным, врачи приняли решение о проведении срочной операции. Врач добавил, что здоровью актёра
ничего не угрожает.
Скончался 27 апреля 2007 года около 6 часов утра в Санкт-Петербурге от лейкемии в клинике трансплантации костного мозга Санкт-Петербургского государственного университета им. академика И. П. Павлова в один день с другим великим деятелем искусства — М. Л. Ростроповичем. Отпевание состоялось в храме Леушинского подворья. Похоронен рядом с женой на Богословском кладбище
в Санкт-Петербурге.


«Кирилл Лавров. Жизнь без фальши»
Документальная картина приурочена
к 80-летию известного актера,
Народного артиста СССР Кирилла Лаврова. 2005 г

За 4 дня до своей смерти выразил соболезнования родственникам первого президента России Б. Н. Ельцина: «Каждого человека мы оцениваем по тем добрым делам, которые он сделал для каждого из нас лично, а для меня Ельцин сделал очень много. Он нас и поддержал, и помог встать на ноги (я имею в виду Международную театральную конфедерацию), наконец, он просто по-человечески хорошо ко мне относился. Иногда за него было стыдно, иногда мы им гордились, однако это был неординарный человек. Сейчас мне очень тяжело, и хотелось бы выразить самые горячие слова поддержки родственникам Бориса Николаевича».
Также незадолго до своей смерти дал интервью, которое вошло в документальный фильм «Семнадцать мгновений Ефима Копеляна» (2007).
В январе 2000 года имя «Кирилл Лавров» присвоено малой планете 6764, открытой Крымской обсерваторией 7 октября 1981 года.
Имя актёра носит танкер ледового класса «Кирилл Лавров».
Установлена памятная доска на доме №1 по Мичуринской улице в Санкт-Петербурге. Текст: «В этом доме с 1967 по 2007 год жил народный артист СССР, почётный гражданин Санкт-Петербурга
Кирилл Юрьевич ЛАВРОВ»

Кирилл Лавров. Рыцарь петербургского образа

О Кирилле Лаврове рассказывают его коллеги из Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова - Олег Басилашвили, Иван Краско, Андрей Шарков, а о совместной работе в кино -- Владимир Бортко, Светлана Тома, Светлана Коркошко и другие. Своими воспоминаниями об отце поделится
и дочь актера Мария Лаврова.

Гениальный артист Кирилл Лавров завещал похоронить его рядом с могилой жены на простом кладбище, отказавшись от положенного по его статусу места упокоения в престижном пантеоне
Александро-Невской лавры.
Больше полувека Кирилл Лавров отдал одной профессии, одному театру, одной женщине. Настоящая любовь в его жизни была одна
– жена Валентина.
Таких великих деятелей российской культуры, как Кирилл Лавров, обычно хоронят в Петербургской лавре – месте, где погребены композиторы Чайковский и Мусоргский, писатель Достоевский, режиссер Товстоногов. Там же по своим заслугам перед Россией должен был найти упокоение и Лавров. Но он, зная об этом, еще при жизни сделал свой выбор – скромное Богословское кладбище, место рядом со своей женой, Валентиной Александровной, ушедшей из жизни 5 лет назад. Рядом с «девочкой моей», как он ее называл.
Собравшиеся на 9-й день после кончины Кирилла Лаврова на Богословском кладбище родные, друзья и коллеги поразились удивительному совпадению – 40-й день со дня смерти Кирилла Лаврова
приходится ровнехонько на день памяти его жены. «Бог дал знак, что на небесах они встретились», – умиротворенно перешептывались гости. Иначе и быть не могло.

Кирилл Лавров. Размышления.. Размышления...
Док. фильм СССР. 1987

В программе актер Кирилл Лавров отвечает на вопросы зрителей и рассказывает о своей депутатской работе, о перестройке.
Общественная работа для Кирилла Юрьевича была потребностью. Он был членом партбюро театра, членом райкома, горкома партии, его неоднократно избирали депутатом Верховного Совета СССР. Он до конца жизни был президентом Международной конфедерации театральных союзов стран СНГ, членом комитета по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации, членом комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств «НИКА».
Режиссёр: Б. Барская
Главная редакция ЦТ. Ведущий: Михаил Ульянов.

"Папа всю жизнь комплексовал, что у него не было образования"

Дочь народного артиста СССР Кирилла Лаврова рассказала об отце и семейных традициях.


Дочь Кирилла Юрьевича Лаврова Мария, также как её отец, всю свою жизнь посвятила театру. Кирилл Юрьевич ушёл из жизни 27 апреля 2007 года. В канун дня его памяти дочь вспоминает об отце и семейных традициях.
Мария Кирилловна, ваша актерская династия насчитывает уже четыре поколения и идёт от ваших бабушки и дедушки. Вы их помните, удалось с ними пообщаться?
С бабушкой Ольгой Ивановной Гудим-Левкович не удалось, потому что она умерла в 1967 году, а мне тогда был всего лишь два года. Дедушку – Юрия Сергеевича Лаврова (ведущий актёр Киевского русского театра имени Леси Украинки – прим. ред.) хорошо помню. Он жил в Киеве и приезжал к нам каждое лето, поэтому всё общение проходило на даче. Но возраст брал своё – я не ценила возможности больше времени проводить с дедом. К сожалению, мне тогда, как и всем подросткам, больше хотелось гулять с друзьями.
А в Киеве вы бывали? На его спектаклях, к примеру?
Дед ушёл на пенсию ровно в шестьдесят лет и уже не играл на сцене.
Нетипично для актера, правда?
Юрий Сергеевич был очень эксцентричным, неординарным, не любил поступать как все. Поскольку никто из актёров по достижении пенсионного возраста на пенсию не уходит, он, наоборот, решил это сделать. Но уход на пенсию на следующий день после 60-летия – это ещё и его принципиальная позиция. Он не хотел быть стариком на сцене, ему важно было для зрителей остаться молодым, энергичным. Даже говорил: "Я не хочу греметь костями по сцене". Оставались, конечно, какие-то съёмки, радио и телевидение. Во многом такой демонстративный уход был жестом. Позже, на какое-то время, он возглавил театр имени Леси Украинки.
Не помните, в чём ещё проявлялась эксцентричность деда?

В нашем с ним общении ничего такого не было. Помню, что дед был достаточно строгим, высказывал порой очень резкие замечания по отношению к другим актёрам. Поскольку он прекрасно знал дореволюционную военную форму, очень критично смотрел советские фильмы, где появлялись  белогвардейцы, и страшно ругал за то, что они неправдивы. По жизни был педант. Он писал папе удивительно интересные письма с большим юмором, острыми шутками. У него была обширная переписка с коллегами в Москве, Ленинграде. Письма эти мы храним.
Что еще хранится в семье?
Из семейных реликвий кроме писем – папины шаржи, фотографии, дневник папы, который он вел в армии на Курилах.
Какое-то влияние в выборе профессии дед на вас оказал?
Для меня он был просто интересным человеком, который гостил у нас каждым летом.
Война помешала вашему отцу Кириллу Юрьевичу Лаврову закончить школу, из-за отсутствия аттестата он не мог получить актёрское образование. Получается, что актёрскую профессию он получил на практике...
Папа начинал свой творческий путь в театре Леси Украинки, где встретился с выдающимися актёрами, работавшими в то время там. Киевский театр той поры был высокого уровня. Эта была прекрасная школа.
Кирилл Юрьевич разорвал все шаблоны и достиг самых больших высот без актёрского образования. На ваш взгляд это исключение из правила?
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ  .................




Сын Кирилла Лаврова: Его последняя любовь многое для него сделала.

– Папа не славился какими-либо наставлениями, он всегда говорил, что нужно быть честным. Такими были и его герои, – утверждает сын актера. Читать дальше .......



"Кирилл Лавров. Прожить достойно". Документальный фильм
(Россия, 2010).



Кирилл Лавров.



Участие в фильмах.

1956 Медовый месяц







1957 Дорогой бессмертия
Фильм-спектакль







1958 В дни Октября






1960 Третья, патетическая






1961 Девчонка, с которой я дружил




1962, 1963 Женихи и Ножи





Экранизация ранней оперетты Исаака Дунаевского:
"Женихи","Ножи" (1928, по рассказу Валентина Катаева).





1964  Верьте мне, люди







1966  Долгая счастливая жизнь.




1967 Возмездие






1968 Наши знакомые





1970 Срочно требуются седые волосы
Телеспектакль по одноименному
рассказу Юрия Нагибина.






1971  Ход белой королевы





1974 Ещё не вечер





Обычный месяц (СССР, 1976)
3 серии.




Обычный месяц (СССР, 1976), х/ф, 1 серия из 3-х.

Обычный месяц (СССР, 1976)


1977  Объяснение в любви






1978  Соль земли.



1979  Так и будет





1981  Дело Артамоновых.






1983  Из жизни начальника уголовного розыска






1984 Три процента риска.







1985  С юбилеем подождём.





1986 Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни
(фильм-спектакль)





2 серия

1987 О, Мельпомена!
(фильм-спектакль)






1988 Дубровский






2002- 2009 Разведенные мосты



2 серия



"Кирилл Лавров"

Автор книги - Наталья Старосельская
Свою новую книгу писатель Наталья Старосельская посвятила жизнеописанию человека, о котором смело можно сказать, что в его личности выразилась суть страны. Званий, наград и регалий у него было так много, что перечислить их можно с трудом. О всенародной любви к нему свидетельствует то, что в его честь родители называли своих сыновей, его имя присвоено планете и арктическому супертанкеру, на следующий день после его смерти футбольная команда «Зенит» вышла на матч с траурными повязками. Эта книга рассказывает о судьбе великого артиста и великого человека — Кирилла Юрьевича Лаврова.

Читать ................



Мария Лаврова: «Папа не раз говорил: «Никогда ничего не проси, ни перед кем не унижайся!»
ЯНВ 10, 2017
«Папа ждал нас, притаившись возле подъезда. И строго сказал моему
избраннику: «Вам, юноша, лучше пойти к себе, а мне теперь надо
поговорить с Машей», — вспоминает Мария Кирилловна — дочка Кирилла
Юрьевича Лаврова.
Его именем названа планета и арктический танкер, о нем написаны книги, а место его проживания на Мичуринской улице в Санкт-Петербурге увековечено памятной доской: «В этом доме с 1967 по 2007 год жил народный артист СССР, почетный гражданин Санкт-Петербурга Кирилл Юрьевич Лавров».
Именно там корреспонденты «ТН» общались с Марией Лавровой, дочерью этого удивительного человека, с именем которого всегда соседствовали не только эпитеты «великий» и «выдающийся», но и крайне редкие, тем более для личностей такого масштаба и положения, характеристики: «благородный», «бе­­зупречный», «кристально честный».
— Мария, все знают Кирилла Лаврова как исключительно яркую личность — артиста, руководителя, общественного деятеля, а вот о том, каким Кирилл Юрьевич был в частной жизни, мало что известно. Расскажите, что за человек был ваш отец, что вспоминается о нем?
— Я появилась на свет, когда родители были уже в зрелом возрасте: папе 40 лет, маме чуть меньше. Папа был на гастролях и прислал маме телеграмму: «Поздравляю с дочкой Машей!» Таким образом определилось мое имя. Разумеется, я для них была праздником — куклой такой, и они восторгались всем, что эта куклеха выделывала. Баловали бесконечно. Тетешкали меня, ласкали, обнимали, зацеловывали. А с братом моим — Сережка старше на 11 лет — вели себя совсем иначе: построже, потребовательнее — в общем, его воспитывали, постоянно нравоучали, наставляли, ругали.
Ко мне почему-то было абсолютно праздничное отношение. Как я сейчас понимаю, рядом со мной они отдыхали. Самим фактом существования я для них была радостью. Когда утром просыпалась, первым делом бежала в комнату к родителям, залезала между ними, и мы втроем валялись в постели. А когда я ложилась спать, неукоснительно соблюдался ритуал: все члены семьи обязательно должны были зайти ко мне, пожелать доброй ночи и поцеловать. По очереди: мама, папа, брат, а когда появилась кошка, и кошку приносили. (С улыбкой.) Без этого принцесса не засыпала.
Вообще папа очень ценил юмор, обожал шутки, розыгрыши. А на сцене был невероятно смешливым, просто за гранью. Между прочим, и Ефим Копелян, с которым они почти два десятка лет просидели в одной гримуборной, был таким же. Случалось, они встречались на сцене, и… достаточно было одному из них палец показать другому или сгримасничать, как оба просто задыхались от хохота. Папа рассказывал о случае, где он позволил себе откровенно схулиганить. Ефим Захарович играл роль известного кинорежиссера в спектакле «Традиционный сбор». Там по сюжету есть сцена, где собравшиеся в школе бывшие соученики берут у знаменитости автограф. Отец в этой постановке участия не принимал. И вот однажды, заглянув по какой-то надобности в театр, он зашел за кулисы как раз в тот момент, когда артисты выходили на сцену играть этот эпизод. Что сделал папа: прикрыв шарфом лицо, он, прямо в своей одежде, влился в группу коллег и в общей толпе вплотную приблизился к Копеляну: «Дайте, пожалуйста, и мне автограф!» Тот, увидев сие явление, от смеха буквально рухнул, и история умалчивает, каким образом после этого вообще доиграл спектакль. Папа радовался как ребенок: желаемый эффект был достигнут. Но как же его потом ругал Товстоногов, узнав о такой проделке! Не стесняясь в выражениях…
Конечно же, я бесконечно много бывала за кулисами театра, премьеры смотрела из директорской ложи. Очень гордилась папой, когда видела его в спектаклях. И жутко переживала за него в драматических ролях. Допустим, в «Тихом Доне», где он играл Петра Мелихова. Как же я рыдала! Лет десять мне было, и я прекрасно понимала, что это театр и все происходящее на сцене — понарошку, но в тот самый момент, когда в папу стреляли — Юрий Демич его расстреливал — и на его белой нижней рубахе проступала «кровь» (заряженная в капсулу красная краска), все, меня душили слезы и я захлебывалась в рыданиях.  ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ  .................

Tags: КИНО, Литература, Статья, ТВ., Театр
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment