21 марта 1920г. Петроград, РСФСР
- 5 сентября 1975г. Таллин, Эстонская ССР, СССР
Советский и эстонский эстрадный и оперный певец
(лирический баритон),
актер театра и кино, педагог.
Заслуженный артист Эстонской ССР (1953).
Народный артист Эстонской ССР (1956).
Народный артист СССР (1960).
Лауреат двух Сталинских премий (1950, 1952)
и Государственной премии СССР (1968).
«Талант Отса поражает своей универсальностью, — пишет Л. Неведомская. — Ему — превосходному оперному певцу — были равно близки романс и оперетта, эстрадная и народная песня, он с успехом снимался в кинофильмах, танцевал эпизодическую роль Солнца в балете Э.А. Каппа «Калевипоэг», а в начале своей творческой деятельности выступал в качестве пианиста-аккомпаниатора».
В его исполнении ничего деланного, приукрашенного ради парада. Он не стремился ошеломить зрителей блеском своих вокальных возможностей. Иной раз слушателю в голову даже приходила грешная мысль «Это до того просто, что так петь мог бы каждый из нас!»
«Если оглянуться на творческий путь Отса, — пишет В. Оякяэр, — то можно увидеть, что развитие этого певца протекало так стабильно и гармонично, как будто было обусловлено некой устойчивой логикой роста, наподобие той, которой мы так часто восхищаемся в природе. Мы не находим в творчестве Отса никаких крайностей, поэтому создается впечатление, будто у него никогда и не было особенно мучительных поисков. Разумеется, впечатление это весьма обманчиво, однако поиск его, вне всяких сомнений, велся в основном не в области формы, а был сосредоточен на проникновении в глубину, в суть содержания. И когда после трех десятилетий работы в театре артист решил попробовать свои силы в оперной режиссуре и взялся за постановку «Дон Жуана» в государственном театре «Эстония», то это свидетельствовало о его внутреннем росте. Отс стал уже не только певцом, но художником, пытливым, многогранным, с широким кругозором».
«Если оглянуться на творческий путь Отса, — пишет В. Оякяэр, — то можно увидеть, что развитие этого певца протекало так стабильно и гармонично, как будто было обусловлено некой устойчивой логикой роста, наподобие той, которой мы так часто восхищаемся в природе. Мы не находим в творчестве Отса никаких крайностей, поэтому создается впечатление, будто у него никогда и не было особенно мучительных поисков. Разумеется, впечатление это весьма обманчиво, однако поиск его, вне всяких сомнений, велся в основном не в области формы, а был сосредоточен на проникновении в глубину, в суть содержания. И когда после трех десятилетий работы в театре артист решил попробовать свои силы в оперной режиссуре и взялся за постановку «Дон Жуана» в государственном театре «Эстония», то это свидетельствовало о его внутреннем росте. Отс стал уже не только певцом, но художником, пытливым, многогранным, с широким кругозором».
Зрители его обожали. И не только фанаты оперы, но и любители эстрады. Ведь Георг Отс в свободное от театра время выступал в клубах. Пел народные эстонские песни, песни советских композиторов.
Георг Карлович Отс родился 21 марта 1920 года в семье потомственных певцов. Пел его дед, каретник X. Отс, руководивший хором общества «Ильмарине», пел дядя А. Викхольм. Отец, также певец, Карл Хансович был народным артистом Эстонской ССР.
В доме царила атмосфера музыки, и это не могло не оказать влияния на мальчика. Известен случай, когда маленький Георг изумил пришедшую в гости к отцу итальянскую певицу Арманду дельи Аббатти спрятавшись под накрытым скатертью столом, он исполнил запомнившуюся ему по пластинке Карузо песню «О sole mio». Музыкальность Отса вне всяких сомнений, и все же певцом он стал не сразу.
Среди его юношеских увлечений немаловажное место занимал спорт. Отс был чемпионом Эстонии по плаванию на 800 и 1500 м, участвовал в международных соревнованиях. Не случайно в 60 х годах одна из спортивных организаций учредила для победителей в состязании юных пловцов переходящий приз имени Георга Отса. В юности он также увлекся фехтованием. Через всю жизнь пронес любовь к рисованию.
«Я вырос среди музыки, — рассказывает он. — Отец мой был ведущим драматическим тенором в театре «Эстония», и я уже с детства был, что называется, насыщен оперной музыкой. И, конечно, уже тогда мечтал пойти по стопам отца, стать оперным артистом. В юные годы я очень любил петь. Вспоминается мне такой забавный случай.
В первый день, когда я пошел в школу, у нас как раз был урок пения. Учительница просила каждого из ребят что-нибудь спеть. Все пели либо детские песенки, либо народные песни. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что не умею петь такие песни. Учительница удивилась «Почему же, ведь ты сын певца» На это я ответил, что могу спеть оперную арию, и спел первую арию Каварадосси на итальянском языке...
В первый день, когда я пошел в школу, у нас как раз был урок пения. Учительница просила каждого из ребят что-нибудь спеть. Все пели либо детские песенки, либо народные песни. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что не умею петь такие песни. Учительница удивилась «Почему же, ведь ты сын певца» На это я ответил, что могу спеть оперную арию, и спел первую арию Каварадосси на итальянском языке...
Когда пришло время серьезно подумать о выборе профессии, я попросил отца, чтобы он послушал меня и дал мне совет. Он выполнил эту просьбу, однако, видимо, не нашел у меня нужных вокальных данных, большого оперного голоса. Отец сказал, что путь оперного певца, да и вообще артиста, очень тернист, поэтому он посоветовал мне выбрать профессию посолиднее, например, врача или инженера. Поступить в университет было очень трудно — слишком много требовалось денег; обстоятельства сложились так, что я пошел в армию, чтобы учиться в каком-нибудь военном техническом училище.
События эти относятся к 1938 году, а в 1940 году в Эстонию пришла советская власть — я получил возможность поступить в Политехнический институт. Там я занимался всего один год, но Великая Отечественная война прервала мою учебу. Меня призвали в Красную армию, и в начале 1942 года я оказался в эстонских воинских частях. Некоторое время служил в Свердловске, и как раз там состоялась знаменательная для меня встреча. В Свердловск приехали артисты Прийт Пыльдроос и Каарел Ирд, которые собирали кадры для национальных художественных ансамблей Эстонской ССР. Они услышали, что здесь, в одной из частей, находится сын певца Карла Отса, и так как им нужны были хористы, то решили меня испробовать уж сын певца наверняка умеет петь хоть немножко. Я действительно обладал некоторым опытом в этом отношении приходилось петь и в детских хорах, и в хоре Политехнического института. В результате меня охотно приняли в один из ансамблей.
Пребывание в ансамбле было для меня своего рода начальной музыкальной школой. Правда, я и раньше занимался игрой на рояле, и это, кажется, пошло мне на пользу. А за два года, которые я провел в ансамбле, выяснилось, что у меня есть какой-то голос и даже данные для сольных выступлений. Концертировать нам приходилось довольно много. Я исполнял сольные партии в хоровых произведениях, пел советские песни.
После возвращения в Таллин, когда ансамбль наш демобилизовался, пришлось выбирать дорогу в жизни. Куда идти дальше Продолжать учебу в Политехническом институте или попробовать свои силы на вокальном поприще И вот я получил предложение поступить в хор театра «Эстония». Это окончательно повлияло на мое решение остаться верным музыке.
Видимо, дебют у артистов связан, как правило, с какими-то необычными обстоятельствами. Хотя я и был хористом, мне предложили как-то выучить в «Евгении Онегине» партию Зарецкого. Я выучил ее и должен был выступать во втором составе, а премьера состоялась как раз в канун ноябрьских праздников 1944 года. В этот день пел, конечно, первый состав, а я участвовал в хоре. И вот уже идет спектакль. Бал у Лариных... Вдруг во время действия меня вызывает помощник режиссера и говорит «Быстро переодевайся, тебе придется сегодня спеть Зарецкого. Заболел основной исполнитель роли». Вот так случайно я попал в премьерный спектакль. Мои родители сидели в зале, когда я вышел на сцену, они не поверили своим глазам.
Как раз тогда я только начал учиться в музыкальном училище. А потом я уже пел многие сольные партии. Одновременно учился и работал в театре...»
Таллинское музыкальное училище вместо положенных четырех лет Отс закончил за два года — в 1946 году. Затем Георг окончил Таллинскую консерваторию. Здесь в оперном классе он занимается у Э. Уули, а его педагог по вокалу, как и в училище, — профессор Тийт Куузик, которого считают одним из выдающихся эстонских баритонов.
То, что Отс не стал «маленьким Куузиком», в равной мере заслуга и учителя и ученика. «Преподаватель подходит к ученику со всей суммой своего предыдущего опыта, иной раз весьма внушительного, — говорит сам Отс. И в то же время почти невозможно встретить хотя бы два совершенно идентичных голосовых аппарата. Ученик должен и сам чувствовать, что идет ему на пользу, что его развивает, а что нет. Для меня, к примеру, как Тийт Куузик, так и мой отец в равной степени большие авторитеты, но я никогда не следовал их советам вслепую».
То, что Отс не стал «маленьким Куузиком», в равной мере заслуга и учителя и ученика. «Преподаватель подходит к ученику со всей суммой своего предыдущего опыта, иной раз весьма внушительного, — говорит сам Отс. И в то же время почти невозможно встретить хотя бы два совершенно идентичных голосовых аппарата. Ученик должен и сам чувствовать, что идет ему на пользу, что его развивает, а что нет. Для меня, к примеру, как Тийт Куузик, так и мой отец в равной степени большие авторитеты, но я никогда не следовал их советам вслепую».
Отец был самым строгим педагогом Георга. По словам Б. Стрельникова, «он не только придирчиво следил за каждой спетой сыном фразой, но и щедро делился с ним своим сценическим опытом и теми глубоко индивидуальными приемами пения, которые существуют у каждого вокалиста».
В 1951 году Георг с отличием окончил консерваторию. К этому времени он уже приобрел широкую известность как оперный певец. За исполнение партии Евгения Онегина в одноименной опере Чайковского певца в 1950 году удостоили Государственной премии СССР.
Отса как оперного певца отличал большой и разнообразный репертуар. В частности, он пел Демона в одноименной опере А.Г. Рубинштейна, Порги в опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс», Дон Жуана в одноименной опере В. А. Моцарта, Меэлиса в опере В. X. Каппа «Лембиту», Джанни Скикки в одноименной опере Дж.Пуччини, Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Ю.С. Мейтуса, Яго в «Отелло» и Ренато в «Бале-маскараде» Дж. Верди.
Георг Отс - Серенада Дон Жуана.
У рояля- Геннадий Подельский
Георг Отс и опера.
Георг Отс. Арии из опер.
Ария Риголетто из оперы Дж. Верди "Риголетто" (запись 1974 года) - фрагмент из фильма: Георг Отс - Легенда Эстонии / Georg Ots - The Legend of Estonia / 2010
Фрагмент фильма-оперы «Демон» (1960) — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно...», «На воздушном океане...» в исполнении Георга Отса.
Георг Отс и опера.
Георг Отс. Арии из опер.
Ария Риголетто из оперы Дж. Верди "Риголетто" (запись 1974 года) - фрагмент из фильма: Георг Отс - Легенда Эстонии / Georg Ots - The Legend of Estonia / 2010
Фрагмент фильма-оперы «Демон» (1960) — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно...», «На воздушном океане...» в исполнении Георга Отса.
Зрителя подкупало в певце обаяние, искренность, задушевность пения. Отса отличал безупречный художественный вкус, большое актерское мастерство, постоянное стремление к жизненной правде.
Сам певец говорил «Из всех качеств, которые в сумме своей составляют артистическое дарование, одним из самых благодарных мне представляется способность актера совершенно точно оценивать свои возможности».
«Он одинаково серьезно относился к своим выступлениям и в опере и на эстраде, — отмечает В. Оякяер. — Отс говорил, что при смене жанров он как бы забывал свое бытие в первом и целиком сосредоточивался на задачах второго. На оперной сцене это был, прежде всего, поющий артист, способный создать яркий сценический образ. Выступление же на эстраде, в обычном костюме, без декораций и грима, требовало иных изобразительных средств здесь поза, мимика и жесты Отса выдержаны в полутонах, нюансы едва заметны, главное — текст и музыка. Есть певцы, которые каждое слово текста, каждую паузу выделяют столь активно, что чуть ли не кряхтят под грузом всяческих ударений. Отс умел точно разграничить основное и второстепенное. Исключительное чувство формы позволяло певцу выделить именно те компоненты, которые в этом действительно нуждались, и слушатель, избавленный от необходимости ощущать напряжение исполнителя, свободно устремлялся следом за музыкальной мыслью».
Артистическое дарование помогало Отсу сниматься в кино. Впервые он сыграл в фильме «Свет в Коорди» (1952).
с русским переводом
Первоначально Отс должен был сниматься с дублером. Но Георг возмутился «Что же получается — я буду петь с экрана о работе, а работать будет другой!» И снимался сам.
с русским переводом
Первоначально Отс должен был сниматься с дублером. Но Георг возмутился «Что же получается — я буду петь с экрана о работе, а работать будет другой!» И снимался сам.
Невероятную популярность принесло Отсу исполнение роли Этьена Вердье в фильме «Мистер Икс», поставленном в 1958 году по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка».
Зрителей покорила знаменитая ария Мистера Икса — «Снова туда, где море огней». Пожалуй, именно в ней объединилось все лучшее, что присуще пению Отса, — душевная щедрость, сердечность, поэтичность.
Зрителей покорила знаменитая ария Мистера Икса — «Снова туда, где море огней». Пожалуй, именно в ней объединилось все лучшее, что присуще пению Отса, — душевная щедрость, сердечность, поэтичность.
Георг Карлович много и успешно гастролировал не только в СССР, но и за рубежом. Финская газета «Суомен сосиел демократти» писала «Директора оперы Талонен и Альми просили вчера со слезами на глазах, чтобы пресса не разглашала название гостиницы, где остановился Г. Отс. Они боятся неистовых поклонников, требующих автографы и волосы человека, который будет выступать у них в театре. Популярность Отса необычайна. Он популярен среди всех».
Умер Георг Карлович Отс 5 сентября 1975 года.
Человек без маски. Георг Отс .
Телеканал "История"
В 60-е годы ХХ века эстонский певец Георг Отс был кумиром всего СССР.
Его слава была несравнима с популярностью сегодняшних поп-звезд. Он как будто всегда был в маске - сдержанный, элегантный, таинственный "мистер Икс" советской эстрады.
Частная жизнь артиста в то время была спрятана от публики. Когда стало можно, заговорили о сотрудничестве Отса с КГБ. Появились откровения о разгульной жизни известной в Таллинне богемной компании, окружавшей Отса, в которой даже пол могли вымыть шампанским. И все истории связывают с именем женщины, ставшей судьбой Отса - Астой Саа. В ее жилах текла цыганская кровь, ее темперамент заставлял идти по жизни, не оглядываясь ни на кого. Георг Отс был другим человеком до встречи с цыганкой Астой, как ее часто называли в Таллинне...
Этот документальный фильм рассказывает о странной, трагичной жизни великого певца, о его борьбе со смертью и о всенародной любви к его творчеству.
Концерт Георга Отса (1962)
Георг Отс Весенняя история. Kevadine lugu. А Ойт — Х Кармо, на эст. языке.
Peagi saabun tagasi su juurde - Raimond Valgre (esitab Georg Ots)
на эст. языке.
Georg Ots - Olen armunud.
Георг Отс - Золотая коллекция. Лучшие песни.
Георг Отс "Слушай, Ленинград, я тебе пою..."
Ленинградская кинохроника 50-х годов..
Георг Отс Концерт.
Колоннный зал Дома Союзов 1972 год.Таинственнейший Мистер Икс: заглянуть в глаза
Георгу Отсу. 3 февраля 2020
Невероятно харизматичный, с теплым мягким завораживающим баритоном, Георг Отс был настоящим кумиром. Всегда. «Боже, Георг Отс смотрит со сцены мне прямо в глаза!!!»: как раз об этом чудесная карикатура 1974 года Уно Лейеса – один из экспонатов выставки «Я люблю тебя, Георг Отс» в здании Большой гильдии Эстонского исторического музея, на которую мы давно собирались и наконец-то заглянули.
Его очень ждали с выступлениями в России, поклонники приезжали на его выступления в Эстонию. На адрес «Театр «Эстония», Георгу Отсу» приходили мешки с письмами. А что творилось после его исполнения роли Мистера Икса в фильме 1958 года!..
На выставке много о том, как он выступал по всему Союзу, в Финляндии, в некоторых странах Европы, в Египте и Монголии. О том, что его мягкий баритон шикарно звучал и в опере, и в оперетте, и на эстраде, и что в репертуаре Отса было более 500 песен на 20 языках. За 30 лет на сцене он воплотил более 70 ролей, всегда покоряя своей невероятной харизмой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Выставка «Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ГЕОРГ ОТС»
Отс Георг Карлович — «Чтобы Помнили»
Документальный фильм «Рыцарь музыки»
(1976, реж. Мати Пыльдре)
Биография. Семья. Награды и звания. Оперные партии. Оперетточные партии. Фильмография .......
Последний публичный концерт
Георга Отса. 16.01.1975 года.
Концертная программа "Линии нот. Музыка из кинофильмов и оперетт" с участием Георга Отса и симфонического оркестра радио и телевидения Эстонской ССР под управлением Пеэтера Саула. Запись концерта состоялась 16 января 1975 года в студии Eesti Telefilm.
На записи концерта, предлагаемого вашему вниманию, Георг Отс не снимал черных очков, так как в те дни едва оправился от недавней тяжелой операции, в результате которой врачи были вынуждены ампутировать Георгу Карловичу глаз. Но мужественный певец нашел силы вновь выйти на сцену.
В концерте в исполнении Георга Отса и симфонического оркестра звучат арии Пали Рача, дон Кихота, а также другие произведения из кинофильмов и оперетт.
«Георг» художественный фильм
(Россия, Эстония, Финляндия, 2007, реж. П. Симм)
«Она оставила его, забрав из дома все». Как любили и предавали Георга Отса.
Эстонские власти планируют поставить в Таллине памятник выдающемуся оперному певцу и актеру Георгу Отсу. Разговоры об этом ведутся давно. Однако были времена, когда вдова популярного в 1950 — 1970-е годы советского исполнителя откровенно нуждалась, а самого Отса не признавали национальным певцом Эстонии. Казалось, его даже забыли...
Тогда-то и произошла наша встреча в Таллине с Илоной Отс. Даром что в телефонном разговоре женщина была явно раздражена — ее как раз выселяли из дома, в котором она жила с любимым мужем и дочкой, где все было дорого как память и откуда ей просто-напросто некуда было выехать.
В те годы и эстонская, и российская пресса об этой проблеме писали много: у квартиры объявился новый (или, напротив, прежний) владелец — житель Канады Тынис Лыви. Чтобы не доводить дело до абсурда, было решено купить Илоне на деньги города новую квартиру, а из этой сделать музей певца, ущемив при этом даже права канадского собственника.
Но даже после этого еще несколько лет Илона жила между небом и землей — вроде в квартире, но как бы не в своей, и с большим трудом за нее платила: коммунальные расходы намного превышали размер ее пенсии.
Георг Отс с женой и старшим сыном. 1962 г.
Георг Отс. Публика ждет . 2020 г.
Полвека назад не было в Советском Союзе певца, которого любили бы абсолютно. Его спокойный, ровный голос с мягким тембром узнавали по первым фразам. Ему хотели подражать, на него хотели походить...
Концерт Георга Отса (1962) Я люблю тебя, жизнь (на эстонском языке) (Музыка: Э. Колмановский. Слова: К. Ваншенкин. Эстонский текст: Эрих Кумар)
Georg Ots - Elu, armastan sind
GEORG OTS - Nii algas see kõik
Georg Ots - Mõtisklus.
Laul filmist "Vallatud kurvid". Muusika: Gennadi Podelski.
Sõnad: Heldur Karmo.
Sõnad: Heldur Karmo.
Georg Ots - On Hetki.
Георг Отс "Песня о Таллине"
Georg Ots-Saaremaa Valss.
ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА - ГЕОРГ ОТС
Journal information