1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Марк Наумович Бернес

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/927/57927305_1271584421_83b.jpg

21.09.1911, Нежин - 17.08.1969, Москва.

Народный артист РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в  фильме "Далеко от Москвы")
Кавалер Ордена "Знак Почета"

Начало

Марк Бернес, будучи еще подростком, блистательно дебютировал на сцене харьковского музыкального театра"Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля, 1928). В 1929 году он окончил театральные курсы в Харькове, после чего приехал в Москву, был статистом в Малом и Экспериментальном театрах, играл в Театре Революции. В 1934 артист стал обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". Премия, конечно, не солидная, но артист был замечен.

Кино

В кино Марк Бернес - с 1935 года ("Заключенные"). В 1938 году актер снялся в ,небольшой но яркой роли Кости Жигулева в фильме "Человек с ружьем", где исполнил ставшую легендарной песню "Тучи над городом встали...". За эту работу Бернес был удостоен ордена "Знак почета". Именно в кинематографе он нашел себя, прекрасно вписываясь в контекст довоенного кино, где был необходим изначально положительный герой, отмеченный спокойной твердостью и волей, решимостью и верностью отечеству. Все это Марк Бернес умело окрашивал присущей ему мягкостью, лирическим взглядом на любимую женщину, крепкой мужской надежностью. Такими были его летчик Сергей Кожухаров в картине "Истребители", позже - боец Аркадий Дзюбин, обретший всенародную и долгую славу в картине "Два бойца". В роли этого лихого, отважного одессита проявился комедийный талант актера.
http://img.moskva.fm/uimg/artists/source/86/86df353d752ba970e94b1b691a6c7f98.jpeg

 

Два бойца (1943)

Песня из кинофильма "Два Бойца"

Начиная с первых фильмов, герои Бернеса приходили на экран с песней, сразу же уходившей в народ, многие из них живы по сей день. Одними из самых любимых народом, стали песни из фильма"Два бойца" - "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали". Бернес не обладал серьезными вокальными данными, но задушевность, теплота, умение актерски "сыграть" песню привели его на эстраду.

Марк Бернес. Шаланды полные кефали.

После войны он продолжал сниматься в главных и эпизодических ролях. Были интересные работы - вор Огонек в фильме "Ночной патруль", Косарев в "Тарасе Шевченко", Чубук в "Школе мужества". Но постепенно исполнение песен, концерты заняли главное место в его артистической жизни.

Школа мужества(1954)



http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/57/927/57927317_1271584454_97462.jpg

Личная жизнь

Марк Бернес был женат дважды. Первая жена - Полина Семеновна умерла в 1956. Дочь - Наталья Марковна (Родилась в 1954. Выпускница восточного факультета МГУ). Живет в Америке.

После смерти первой жены Марк Бернес переживал трудные времена. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. Поводом послужила реплика Хрущева на съезде комсомола. А дело было так… Бернеса пригласили выступить на закрытии съезда комсомола. Тогда все было регламентировано, программа концерта заранее определялась: разрешалось исполнить две песни, и не более того, как бы тебя ни вызывали на "бис". Он спел, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал артисту. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню". Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали. В "Правде" появилась статья "Пошлость на эстраде".

Чуть позже, он ехавший на своем автомобиле, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в "Комсомолке" - "Звезда на Волге..."
http://s43.radikal.ru/i102/0905/8b/088fe9f595a2.jpg

В это тяжелое для себя время Марк Бернес познакомился с Лилией Бодровой. Лилия в то время была замужем. Ее муж работал фотокорреспондентом. Он и познакомил их, когда они отводили своих детей в школу, в первый класс - Бернес - свою дочь Наташу, а Лилия с мужем - своего сына. Марк Бернес потом признавался Бодровой: "Я с первого дня решил, что уведу тебя". Когда они познакомились, Марку Бернесу уже исполнилось сорок семь - он был старше Бодровой на восемнадцать лет.

Друзья Бернеса приняли Лилию сразу. Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в их семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов - французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила, и много.

Любовь Марка Наумовича к Лилии была огромной. Он старался быть постоянно рядом с ней. Как рассказывала Бодрова: "С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом".

Марк Бернес умер в 1969 году. Лилия Брдрова вспоминала: "Его болезнь свалилась на меня как рухнувший дом. Он стал плохо себя чувствовать, жаловался, что нет сил. Конечно, он не один год был болен. Ему упорно ставили диагноз "радикулит", а в результате выяснилось, что это рак легких. Но поздно, уже ничего нельзя было сделать..."

Любимый город

Три года ты мне снилась


http://gorod.tomsk.ru/i/u/4172/451.jpg

Лилия Бодрова-Бернес осталась одна с двумя шестнадцатилетними детьми, которых надо было ставить на ноги. Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь Наташи все не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал.


http://www.webkrug.ru/PICs/group_g_b_26acd646625a4226a38cdee980b5ad4d.jpg
http://www.ctv.by/img/137/bernes8_0x0.jpg
Москвичи


С чего начинается Родина

"Голубой огонёк". 31 декабря 1967 г

 

В 1969 году общественность Москвы прощалась с актером и певцом, без которого ныне в воображении многих поколений просто не возникает образ нашей Вселенской Победы - с Марком Бернесом. Вопреки всем ритуальным традициям его выносили в бессмертие под звуки исполняемых им песен, таких простых и бесхитростных, далеких от эстрадного изыска и вместе с тем навсегда слившихся с духовной жизнью русских людей, выразивших чаяния и чувства миллионов. Растворилась толпа его почитателей, но еще долго грохот шума городского перекрывал его проникновенный, до боли знакомый голос, перекрывал не форсированием звука, но его вибрацией в нашем подсознании, в сущности нашей. Я стоял поодаль, не сдерживая слез, бессильный отбиться от военных и послевоенных воспоминаний, навсегда слившихся со знаковыми фильмами с его участием. Сквозь пелену ожившего в сознании прошлого как доминанта в сложной симфонии упорно пробивалось одно вполне конкретное впечатление о магической, одухотворяющей и объединяющей силе исполняемых им песен. Его унести в ничто я просто не имею права:

Пятидесятые года нашего бытия характерны почти необъяснимой мозаичностью, сочетанием великих свершений человека социалистической цивилизации и парадоксальными завихрениями в духовной жизни. Не мне, рядовому человеку той эпохи, судить обо всех извивах истории, об ее логике и алогичности. Но каждому из нас, свидетелей протекшего удивительно, до обидного быстро времени, и тем более - для активных участников теоретических баталий той поры никогда не забыть фантасмагорические идеологические благоглупости, в том числе - и в сфере художественной политики власть предержащих на всех уровнях. Словно забыв афоризм древних, что нет ничего нелепее тирана в сфере вкуса, они предпочитали в те годы корректной, обоснованной оценке художественных явлений и свободному творческому их анализу давным-давно дискредитировавший себя метод административного диктата. Как правило, роль дубинки выполняла в первую очередь пресса.

Не буду приводить общеизвестные примеры подобного диктата, особенно больно бившего по тонкой, деликатной натуре истинных художников, отнюдь не всегда обладающих бойцовскими качествами. Расскажу лишь о том, как и что пережил Марк Бернес, действительно ставший к тому времени общенародным любимцем, более того - кумиром как военного, так и послевоенного поколений, открывший однажды в ресторане своего профессионального творческого клуба - Дома кино газету " Правда ". Свидетельствую - ибо сидел неподалеку: он сразу - поник, чем-то напомнив мне опаленный всесильным пламенем нежный цветок. Встревоженный, подошел к нему Борис Андреев, затем - Леонид Кмит, памятный всем зрителям старшего поколения как Петька из бессмертного фильма " Чапаев ". Прочитав статью, они сперва попытались ее брезгливо скомкать, но затем, видимо, рефлекс осторожности взял верх и газета была отброшена на соседний столик. Подошел и попросил разрешения взять газету, ибо был хорошо знаком с ними и часто общался в неформальной обстановке.

Читал - и не мог поверить глазам: общепризнанный классик нашей музыкальной культуры, сам неоднократно испытывавший на себе укусы бюрократических скорпионов, поборник человечных отношений в непростой художественной среде, разразился такими филиппиками в адрес Марка Бернеса, что по тем временам означало только необратимое отлучение от искусства. Актер и певец упрекался в безвкусице и пошлости, в потакании интересам и запросам неразвитой аудитории, более того - в полном отсутствии вокальной культуры, в замене вокала - хрипением в микрофон! И даже ( подумать страшно! ) - в преувеличении лирического и интимного начала, чуждого советскому человеку! Напомню факт - после подобной оценки Марк Бернес замолчал на три года, а после чего к нему пришло неизбежное мировое признание, выпуск дисков с записями всех его песен фантастическими тиражами. А главное - любовь к нему, к его доброму и сердечному искусству все новых и новых поколений русских людей.

Первое облегчение пришло в те трудные минуты вполне в духе нашей русской традиции - Борис Андреев налил в штофы водки и мы все выпили, даже не подумав о закуске. Буквально в это же мгновение за спиной Бориса Андреева из розовой полутьмы интерьера появилась фигура небольшого, ладного и предельно изящно одетого даже в те нелегкие времена человека - Никиты Владимировича Богословского, автора многих из тех песен, которые всегда исполнял и в фильмах, и на эстраде актер и певец. Он подсел к Марку Бернесу и, взяв его за руку, что-то сказал на ухо. Полагаю - нечто вполне фольклорное. После его появления газета, словно по мановению фокусника, куда-то исчезла, а сам композитор тоже столь же таинственно растворился в полутьме.

И вдруг из отдаленного угла зала, где находилось в то время какое-то трофейное фортепиано, зазвучала музыка любимых песен Марка Бернеса, сначала - пианиссимо, а затем - со все большей мощью в неповторимой трактовке Богословского, с его подпевкой. И постепенно все в зале, даже те, кто в подобной ситуации старался не встречаться с глазами великого мастера, запели - сначала - " Темную ночь " из фильма " Два бойца ", а затем - другие шедевры его репертуара. Пели все, самозабвенно и в каком-то соборном единении. Пели долго и увлеченно- а затем встали и дружно, многие - в обнимку пошли к выходу на Васильевскую улицу. Зал опустел. И только у выхода из него на ковре одиноко белела как приговор истории кем-то аккуратно разложенная газета:


ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ РАЗУМНЫЙ



http://gorod.tomsk.ru/i/u/4172/485.jpg
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments