21.09.1911, Нежин - 17.08.1969, Москва.
Народный артист РСФСР (1965)
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме "Далеко от Москвы")
Кавалер Ордена "Знак Почета"
Начало
Марк Бернес, будучи еще подростком, блистательно дебютировал на сцене харьковского музыкального театра"Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля, 1928). В 1929 году он окончил театральные курсы в Харькове, после чего приехал в Москву, был статистом в Малом и Экспериментальном театрах, играл в Театре Революции. В 1934 артист стал обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". Премия, конечно, не солидная, но артист был замечен.
Кино
В кино Марк Бернес - с 1935 года ("Заключенные"). В 1938 году актер снялся в ,небольшой но яркой роли Кости Жигулева в фильме "Человек с ружьем", где исполнил ставшую легендарной песню "Тучи над городом встали...". За эту работу Бернес был удостоен ордена "Знак почета". Именно в кинематографе он нашел себя, прекрасно вписываясь в контекст довоенного кино, где был необходим изначально положительный герой, отмеченный спокойной твердостью и волей, решимостью и верностью отечеству. Все это Марк Бернес умело окрашивал присущей ему мягкостью, лирическим взглядом на любимую женщину, крепкой мужской надежностью. Такими были его летчик Сергей Кожухаров в картине "Истребители", позже - боец Аркадий Дзюбин, обретший всенародную и долгую славу в картине "Два бойца". В роли этого лихого, отважного одессита проявился комедийный талант актера.
Два бойца (1943)
Песня из кинофильма "Два Бойца"
Начиная с первых фильмов, герои Бернеса приходили на экран с песней, сразу же уходившей в народ, многие из них живы по сей день. Одними из самых любимых народом, стали песни из фильма"Два бойца" - "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали". Бернес не обладал серьезными вокальными данными, но задушевность, теплота, умение актерски "сыграть" песню привели его на эстраду.
Марк Бернес. Шаланды полные кефали.
После войны он продолжал сниматься в главных и эпизодических ролях. Были интересные работы - вор Огонек в фильме "Ночной патруль", Косарев в "Тарасе Шевченко", Чубук в "Школе мужества". Но постепенно исполнение песен, концерты заняли главное место в его артистической жизни.
Школа мужества(1954)
Личная жизнь
Марк Бернес был женат дважды. Первая жена - Полина Семеновна умерла в 1956. Дочь - Наталья Марковна (Родилась в 1954. Выпускница восточного факультета МГУ). Живет в Америке.
После смерти первой жены Марк Бернес переживал трудные времена. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. Поводом послужила реплика Хрущева на съезде комсомола. А дело было так… Бернеса пригласили выступить на закрытии съезда комсомола. Тогда все было регламентировано, программа концерта заранее определялась: разрешалось исполнить две песни, и не более того, как бы тебя ни вызывали на "бис". Он спел, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал артисту. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню". Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали. В "Правде" появилась статья "Пошлость на эстраде".
Чуть позже, он ехавший на своем автомобиле, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в "Комсомолке" - "Звезда на Волге..."
В это тяжелое для себя время Марк Бернес познакомился с Лилией Бодровой. Лилия в то время была замужем. Ее муж работал фотокорреспондентом. Он и познакомил их, когда они отводили своих детей в школу, в первый класс - Бернес - свою дочь Наташу, а Лилия с мужем - своего сына. Марк Бернес потом признавался Бодровой: "Я с первого дня решил, что уведу тебя". Когда они познакомились, Марку Бернесу уже исполнилось сорок семь - он был старше Бодровой на восемнадцать лет.
Друзья Бернеса приняли Лилию сразу. Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в их семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов - французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила, и много.
Любовь Марка Наумовича к Лилии была огромной. Он старался быть постоянно рядом с ней. Как рассказывала Бодрова: "С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом".
Марк Бернес умер в 1969 году. Лилия Брдрова вспоминала: "Его болезнь свалилась на меня как рухнувший дом. Он стал плохо себя чувствовать, жаловался, что нет сил. Конечно, он не один год был болен. Ему упорно ставили диагноз "радикулит", а в результате выяснилось, что это рак легких. Но поздно, уже ничего нельзя было сделать..."
Любимый город
Три года ты мне снилась
Лилия Бодрова-Бернес осталась одна с двумя шестнадцатилетними детьми, которых надо было ставить на ноги. Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь Наташи все не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал.
Москвичи
С чего начинается Родина
"Голубой огонёк". 31 декабря 1967 г
В 1969 году общественность Москвы прощалась с актером и певцом, без которого ныне в воображении многих поколений просто не возникает образ нашей Вселенской Победы - с Марком Бернесом. Вопреки всем ритуальным традициям его выносили в бессмертие под звуки исполняемых им песен, таких простых и бесхитростных, далеких от эстрадного изыска и вместе с тем навсегда слившихся с духовной жизнью русских людей, выразивших чаяния и чувства миллионов. Растворилась толпа его почитателей, но еще долго грохот шума городского перекрывал его проникновенный, до боли знакомый голос, перекрывал не форсированием звука, но его вибрацией в нашем подсознании, в сущности нашей. Я стоял поодаль, не сдерживая слез, бессильный отбиться от военных и послевоенных воспоминаний, навсегда слившихся со знаковыми фильмами с его участием. Сквозь пелену ожившего в сознании прошлого как доминанта в сложной симфонии упорно пробивалось одно вполне конкретное впечатление о магической, одухотворяющей и объединяющей силе исполняемых им песен. Его унести в ничто я просто не имею права:
Пятидесятые года нашего бытия характерны почти необъяснимой мозаичностью, сочетанием великих свершений человека социалистической цивилизации и парадоксальными завихрениями в духовной жизни. Не мне, рядовому человеку той эпохи, судить обо всех извивах истории, об ее логике и алогичности. Но каждому из нас, свидетелей протекшего удивительно, до обидного быстро времени, и тем более - для активных участников теоретических баталий той поры никогда не забыть фантасмагорические идеологические благоглупости, в том числе - и в сфере художественной политики власть предержащих на всех уровнях. Словно забыв афоризм древних, что нет ничего нелепее тирана в сфере вкуса, они предпочитали в те годы корректной, обоснованной оценке художественных явлений и свободному творческому их анализу давным-давно дискредитировавший себя метод административного диктата. Как правило, роль дубинки выполняла в первую очередь пресса.
Не буду приводить общеизвестные примеры подобного диктата, особенно больно бившего по тонкой, деликатной натуре истинных художников, отнюдь не всегда обладающих бойцовскими качествами. Расскажу лишь о том, как и что пережил Марк Бернес, действительно ставший к тому времени общенародным любимцем, более того - кумиром как военного, так и послевоенного поколений, открывший однажды в ресторане своего профессионального творческого клуба - Дома кино газету " Правда ". Свидетельствую - ибо сидел неподалеку: он сразу - поник, чем-то напомнив мне опаленный всесильным пламенем нежный цветок. Встревоженный, подошел к нему Борис Андреев, затем - Леонид Кмит, памятный всем зрителям старшего поколения как Петька из бессмертного фильма " Чапаев ". Прочитав статью, они сперва попытались ее брезгливо скомкать, но затем, видимо, рефлекс осторожности взял верх и газета была отброшена на соседний столик. Подошел и попросил разрешения взять газету, ибо был хорошо знаком с ними и часто общался в неформальной обстановке.
Читал - и не мог поверить глазам: общепризнанный классик нашей музыкальной культуры, сам неоднократно испытывавший на себе укусы бюрократических скорпионов, поборник человечных отношений в непростой художественной среде, разразился такими филиппиками в адрес Марка Бернеса, что по тем временам означало только необратимое отлучение от искусства. Актер и певец упрекался в безвкусице и пошлости, в потакании интересам и запросам неразвитой аудитории, более того - в полном отсутствии вокальной культуры, в замене вокала - хрипением в микрофон! И даже ( подумать страшно! ) - в преувеличении лирического и интимного начала, чуждого советскому человеку! Напомню факт - после подобной оценки Марк Бернес замолчал на три года, а после чего к нему пришло неизбежное мировое признание, выпуск дисков с записями всех его песен фантастическими тиражами. А главное - любовь к нему, к его доброму и сердечному искусству все новых и новых поколений русских людей.
Первое облегчение пришло в те трудные минуты вполне в духе нашей русской традиции - Борис Андреев налил в штофы водки и мы все выпили, даже не подумав о закуске. Буквально в это же мгновение за спиной Бориса Андреева из розовой полутьмы интерьера появилась фигура небольшого, ладного и предельно изящно одетого даже в те нелегкие времена человека - Никиты Владимировича Богословского, автора многих из тех песен, которые всегда исполнял и в фильмах, и на эстраде актер и певец. Он подсел к Марку Бернесу и, взяв его за руку, что-то сказал на ухо. Полагаю - нечто вполне фольклорное. После его появления газета, словно по мановению фокусника, куда-то исчезла, а сам композитор тоже столь же таинственно растворился в полутьме.
И вдруг из отдаленного угла зала, где находилось в то время какое-то трофейное фортепиано, зазвучала музыка любимых песен Марка Бернеса, сначала - пианиссимо, а затем - со все большей мощью в неповторимой трактовке Богословского, с его подпевкой. И постепенно все в зале, даже те, кто в подобной ситуации старался не встречаться с глазами великого мастера, запели - сначала - " Темную ночь " из фильма " Два бойца ", а затем - другие шедевры его репертуара. Пели все, самозабвенно и в каком-то соборном единении. Пели долго и увлеченно- а затем встали и дружно, многие - в обнимку пошли к выходу на Васильевскую улицу. Зал опустел. И только у выхода из него на ковре одиноко белела как приговор истории кем-то аккуратно разложенная газета:
ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ РАЗУМНЫЙ
Journal information