Биография, история жизни, творчество ...
Режиссер Юрий Петрович Любимов не просто родился в 1917 году. Он родился осенью 1917 года — то есть его день рождения аккурат совпал с Октябрьской революцией, которой потом всю жизнь он показывал фигу в кармане. Как будто специально большевики произвели на свет Любимова, чтобы он всю жизнь над ними издевался. Более того, Любимов пережил революцию: коммунистическое общество на наших просторах скончалось, а Любимов до сих пор живет и здравствует. Нынче ему 93.
А как спокойно все начиналось…
Любопытно, что первая половина жизни Юрия Любимова совершенно не обещала, что он вырастет в крупного режиссера, руководящего самым дерзким театром СССР — Театром на Таганке. Даже намека никакого на это не было. Рос себе и рос, числился в «лишенцах» (родители были репрессированы), учился в электромеханическом техникуме, занимался хореографией, наконец, обратил взгляд в сторону драматического театра, вследствие чего поступил училище при театре им. Е. Вахтангова и сразу сыграл эпизодическую роль в легендарной «Принцессе Турандот».
Есть в биографии Любимова и еще один занимательный факт — в годы Великой Отечественной войны он служил в ансамбле песни и пляски НКВД (был и такой). Молодой Юрий Петрович выступал в роли конферансье, исполнял поэмы и интермедии, а после войны вернулся в театр им. Е. Вахтангова.
Театральная карьера Юрия Любимова развивалась по восходящей, биография приняла абсолютно положительный окрас. Он проработал в одном из лучших театров Москвы около 20 лет, сыграл свыше 30 ролей, был удостоен Государственной премии СССР. Причем играл не эпизоды, амплуа Любимова было многообещающим — герой-любовник. Он даже играл Ромео в знаменитой трагедии Шекспира, куда уж дальше! На одном из спектаклей во время поединка Ромео с Тибальдом страсти накалились настолько, что сломалась шпага, и ее отломанный конец полетел в зрительный зал, вонзившись между креслами, где в тот вечер расположились большой поэт Борис Пастернак и его ученик, начинающий тогда мастер стиха Андрей Вознесенский.
Ромео, Треплев в чеховской «Чайке», Сирано де Бержерак, Моцарт… Какие героико-романтическое роли, одна лучше другой! Что еще нужно актеру — играй да пользуйся любовью публики. Тем более и в кино все складывалось замечательно. Множество популярных картин отмечены участием в них Юрия Любимова — «Беспокойное хозяйство»
«Композитор Глинка», «Мичурин», «Каин VIII». А уж «Кубанские казаки»…
Трудно поверить, что светящийся счастьем в вымышленном коммунистическом раю хлопец Андрей с белозубой улыбкой, которая, кажется, с лица у него не сходит, — будущий худрук мятежной Таганки, бунтарь, невозвращенец и т.п.
Позднее, уже будучи знаменитым и даже одиозным, Любимов сыграет роль великого Мольера в телеспектакле Анатолия Эфроса, сыграет, по сути, самого себя, не подозревая еще, что его судьба и судьба Эфроса странным образом окажутся взаимосвязанными. Сегодня же находящийся в более чем преклонном возрасте Любимов ностальгически вспоминает, как, играя Мольера, не хотел учить текст и то приклеивал листочки с ролью, то клал их на спину актрисы Ольги Яковлевой, то на ее грудь. Анатолий Эфрос этого не замечал (или делал вид, что не замечал)…
Вот к чему приводит педагогика
Никогда Таганка не стала бы той Таганкой, которую мы знаем, если бы Любимов не занялся педагогической деятельностью в театральном училище им. Б. Щукина (том самом вахтанговском, которое когда-то окончил). Главным его режиссерским достижением стал спектакль «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта — постановка вызывающе яркая, смелая, демонстративно талантливая. На исходе хрущевской оттепели Любимов успел ухватить за хвост птицу удачи — ему поручили пребывавший в кризисе Московский театр на Таганке. Студентов-выпускников разрешили взять в труппу, пополнили ее и новые актеры.
В те годы Таганка очень быстро стала главной театральной приманкой страны, обладающей едва ли не самой яркой труппой в СССР. В. Смехов и Г. Ронинсон остались от прежнего театра, пришли В. Высоцкий и В. Золотухин, Л. Филатов и Н. Губенко, А. Демидова и З. Славина, В. Шаповалов и И. Дыховичный… Приманка состояла не только в магии ярких актеров, ставших командой. Необычным был репертуар — Юрий Любимов редко ставил собственно пьесы, куда чаще литературные композиции по прозе и поэзии. Со сцены звучали стихи Пушкина и Маяковского, Есенина и Вознесенского.
Самое главное — Таганка зарекомендовала себя смелым театром, внятно намекающим на то, что не все благополучно в «датском королевстве», именуемом СССР. Хотя Любимов был хитер — наряду с почти что антисоветскими спектаклями он не забывал ставить «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида или «Мать» М. Горького — спектакли, которые вполне были лояльны к режиму. Но заигрывая с властью, Любимов не забывал язвить по ее поводу.
Не все спектакли Таганки были одинаково удачными. Но были и откровения — «Гамлет» с Владимиром Высоцким, например. Или «Мастер и Маргарита» — культовый роман, который Юрий Любимов поставил впервые в СССР. Спектакль шел четыре часа, в нем царил Воланд — Вениамин Смехов, на сцене играли настоящие белые мыши, а Маргарита — Нина Шацкая, жена вначале Золотухина, а затем Филатова — летала голой, что было по тем временам вызывающей смелостью.
Любимов вообще любил и умел эпатировать публику. В «Десяти днях, которые потрясли мир» зрители, пришедшие на спектакль, накалывали билетики прямо на штык красноармейца. В «Преступлении и наказании» публику встречала школьная тетрадка с цитатой из детского сочинения: «Убил Раскольников старушку — и правильно сделал». Надолго запомнились и вязаный занавес в «Гамлете», сметавший все на своем пути и скрывавший все, и многофункциональные доски в «А зори здесь тихие», и огромные фигуры помещиков в «Ревизской сказке».
Постепенно на Таганке начались метаморфозы. Актеры, привыкшие считать себя носителями свободы, перенесли эту свободу во внутритеатральные отношения. Пьянство и скандальность, распущенность, отсутствие дисциплины стали в этом театре нормой. Мастерство актеров не росло, они каждый раз становились всего лишь марионетками в руках художественного руководителя. Достаточно вспомнить хотя бы, что творил в театре Владимир Высоцкий, который частенько срывал спектакли, уезжал и приезжал когда хотел. Сколько раз Любимов увольнял его, сколько раз возвращал. Но без Высоцкого Таганка не была бы Таганкой — кто мог так же пронзительно, как он, сыграть Гамлета, Галилея, Свидригайлова, Лопахина…
Когда Высоцкий умер, кризис театра Любимова определился с пугающей резкостью. Нет, билет на Таганку по-прежнему считался дефицитом, но в первых рядах сидела отнюдь не интеллигенция, а так называемые нужники — директора и продавцы магазинов, зубные врачи, представители автосервиса. Таганка из центра духовности превратилась в предмет ширпотреба. Стали запрещать спектакли Любимова — не пустили к зрителям «Бориса Годунова» и «Владимира Высоцкого». Режиссер же, избалованный к тому времени славой, зарвался, посчитав, что ему можно все. К тому времени он был поистине легендарной личностью, женился в четвертый раз — разведясь с известной актрисой Людмилой Целиковской, заключил брак с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц. Любимов выезжает в Англию для постановки спектакля, дает ряд вызывающих интервью, в которых поучает советскую власть и выдвигает ей условия. Естественно, его освобождают от должности худрука Театра на Таганке и в конце концов лишают советского гражданства. А как еще оно могло быть — по советским-то временам?
Думал ли Юрий Любимов о своем театре, когда вел себя вызывающе дерзко? Вряд ли. Скорее, отстаивал собственное «я». А тем временем его театр осиротел.
Возвращение на круги своя
На Таганку «бросили» Анатолия Эфроса, который к тому времени, лишенный театра, был рад любому предложению. Эфроса встретили в штыки. Защищали ли актеры Любимова? Или собственное право на расхристанность, скандальность и отсутствие дисциплины? Как бы то ни было, одни протестовали явно, другие травили Эфроса тайно — и режиссер вскоре скончался от инфаркта, не выдержав всех ударов судьбы и освободив своей смертью таганковский трон для Любимова. Естественно, Юрий Петрович был в этом не виноват, но какие-то угрызения совести все-таки проглядывались в его высказываниях, так же, как в последних откровениях Леонида Филатова, считавшего, что его страшная болезнь почек — месть судьбы за то, что он травил Анатолия Эфроса.
Эфрос скончался, а Любимов вернулся в СССР триумфатором, на белом коне. Вернулся в 1988 году. Его встречали, как Бога, как отца родного, как долгожданного победителя. Казалось, все было здорово. На гребне свободы были выпущены когда-то запрещенные «Борис Годунов», «Живой» Б. Можаева, «Владимир Высоцкий». Но когда волна первого восторга прошла, стало ясно, что и театр уже не тот, и Любимов другой. Таганку стали сотрясать грандиозные скандалы. Бунт против Любимова возглавил один из самых талантливых его учеников, Николай Губенко. Театр раскололся надвое. Как и в случае с МХАТом, счастья это не принесло никому. Многие актеры, на которых долгое время держалась Таганка, попросту покинули труппу.
Официальный сайт Театра на Таганке
Театр на Таганке (Московский театр на Таганке) — московский театр драмы и комедии.
Нет, Юрий Любимов продолжал ставить спектакли, давая пример удивительного театрального долголетия. Он поставил даже запрещенного «Самоубийцу» Николая Эрдмана, своего многолетнего друга, талантливого драматурга. Поставил много других спектаклей. Казалось бы, все можно — только работай. Он работал. Но удач не было. Видимо, ему больше подходило время, когда ничего было нельзя.
Последние спектакли Любимова не очень ругают — из уважения к его возрасту и легендарным заслугам. Он действительно вписал свое имя в историю театра, и то, что он работает и в 90 лет, вызывает удивление и уважение. Он по-прежнему противоречив и неспокоен, к собственному юбилею ставит «Горе от ума» А. Грибоедова и «Замок» Ф. Кафки, он не просто живой, он активно живой, и это в его возрасте, наверное, самое удивительное.
ЮРИЮ ПЕТРОВИЧУ ЛЮБИМОВУ С ЛЮБОВЬЮ В 60 ЕГО ЛЕТ ОТ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
Journal information