3 октября 1895 Константиново, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя— 28 декабря 1925 Ленинград, СССР
— русский поэт, одна из крупнейших личностей Серебряного века. Представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
Интервью с матерью и дочерью поэта,
Сергея Есенина.
Судьбе было угодно, чтобы "учитель школы грамоты" Есенин стал поэтом. Путь в литературу лежал через работу приказчика в лавке, подчитчика в типографии, через общение с писателями Суриковского литературно-музыкального кружка и занятия на историко-философском отделении Народного университета А. П. Шанявского. В марте 1915 года Есенин знакомится с Александром Блоком, читает ему свои стихи. Блок делает запись в своей книжке: "...стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык". Образ "родины кроткой" в стихах Есенина тех лет вызвал благожелательный отзыв Зинаиды Гиппиус, приветствовавшей обращенность поэта к христианской мифологии, поэтизации национальной старины. В первом сборнике "Радуница" (1916) отразились взгляды Есенина как "новокрестьянского" поэта (С. А. Клычков, Н. А. Клюев, А. В. Ширяевец), противопоставляющего себя поэтам "из интеллигенции". Крестьянское, народное сознание воплощено в яркой фольклорной образности, воспринимаемой как выражение души лирического героя. Насыщенный метафорой, "узорчатый" стиль "Радуницы" с новой силой зазвучит в "имажинистский" период творчества Есенина.
Сергей Есенин. Стихотворения.
Наследуя во многом традиции поэзии А. В. Кольцова - напевность, песенность стиха, использование народно-поэтической образности, - Есенин рисует деревню, Русь светлыми красками ("Береза", "На плетнях висят баранки...", "Я пастух, мои палаты...").
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
........................................
На плетнях висят баранки,
Хлебной брагой льет теплынь.
Солнца струганые дранки
Загораживают синь.
Балаганы, пни и колья,
Карусельный пересвист.
От вихлистого приволья
Гнутся травы, мнется лист.
Дробь копыт и хрип торговок,
Пьяный пах медовых сот.
Берегись, коли не ловок:
Вихорь пылью разметет.
За лещужною сурьмою -
Бабий крик, как поутру.
Не твоя ли шаль с каймою
Зеленеет на ветру?
Ой, удал и многосказен
Лад веселый на пыжну.
Запевай, как Стенька Разин
Утопил свою княжну.
Ты ли, Русь, тропой-дорогой
Разметала ал наряд?
Не суди молитвой строгой
Напоенный сердцем взгляд.
"Лирическим чувствованием" проникнута вся поэзия Есенина. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, интимнейших настроений, которые возникали в его душе. Все богатство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели - дать читателю ощутить красоту и животворящую силу русской природы, в которой живет душа России.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
........................................
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Официальный сайт - Сергей Александрович Есенин
Константиново. Экскурсия по музею Сергея Есенина
(Рязанская область)
Лирический герой Есенина - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений, мир его чувств, дум сложен и противоречив, характер полон драматизма. Облик поэзии Есенина изменяется под воздействием исторических событий, революция рождает иной образ родины.
Образ "кроткой Руси" в предреволюционные годы расширяется. В поэзии Есенина все чаще звучат мотивы тоски по утерянному раю ("Не бродить, не мять в кустах багряных", 1917; "Запели тесаные дроги", 1916; "В том краю, где желтая крапива", 1915; "Устал я жить в родном краю", 1915).
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
........................................
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.
Пойду по белым кудрям дня
Искать убогое жилище.
И друг любимый на меня
Наточит нож за голенище.
Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.
И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.
Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.
События 1917 года стали для Есенина сиволом духовного обновления жизни. В поэмах "Иорданская голубица", "Инония" (1918) звучит мотив оправдания революции как пути к новой вере. Следуя традиции русской и мировой поэзии, Есенин смело разрабатывает богоборческие мотивы, объявляя себя новым пророком, отразившим взгляды и чаяния многомиллионной крестьянской массы. Церковно-славянская лексика, библейский словарь ("Октоих", "Сельский часослов"), религиозные образы лишь "оболочка" чисто земных помыслов.
Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. В это время обостряется желание философского осмысления действительности. Проблема гибели старой жизни не укладывается в характеристику противоречий между "городом" и "деревней". В поэме "Сорокоуст" (1920), цикле "Москва кабацкая" (1924) отразилась глубоко личная трагедия, переживаемая Есениным - человеком и гражданином ("Исповедь хулигана", 1920).
Читает Сергей Есенин.
Исповедь хулигана.
В поэме "Черный человек" (1923-1925) Есенин, наследуя традиции Федора Достоевского, использует мотив "двойничества", раскрывающий нравственную борьбу между добром и злом в душе человека. Есенин как бы возвращается к изобразительной предметности ранней лирики, олицетворяя зло в образе Черного человека. Образ Черного человека не исчезает из сознания Есенина (не случайно в поэме трость, брошенная в черного человека, лишь разбивает зеркало), усиливаются мотивы тоски и одиночества, чуждости кипящей вокруг жизни ("Русь советская").
Сергей Есенин.
Образ родины воспринимался Есениным шире и глубже "октября и мая": он видел историческую миссию отечества не в утверждении новой идеологии, а в продолжении и развитии великих гуманистических традиций, которые впитала в себя Россия.
До сих пор не разрешена загадка ухода Есенина из жизни. По одной версии он покончил самоубийством, по другой - был насильственно умерщвлен.
125 лет со дня рождения Сергея Есенина.
Homeland of the poet Sergei Yesenin.
Сергей Есенин. Опасная игра.
Сергей Есенин был удивительно многолик. Одни запомнили его хулиганом и скандалистом. Другие – щёголем и бабником. Третьи – простым деревенским пареньком. Он мог нарядиться Пушкиным или обернуться сказочным Иваном-царевичем. Есенин всю жизнь играл разные роли, надевая ту или иную маску. А тайну о том, каким он был на самом деле, унёс с собой в могилу.
Сергей Безруков — «Есенин» (Россия, 2005)
Сериал «Есенин» (Россия, 2005)
До сих пор бытуют различные версии о причинах этой смерти. Одна из них утверждает, что это был несчастный случай. Есенин просто не рассчитал. Он хотел устроить инсценировку для своего друга, поэта Вульфа Эрлиха с тем, чтобы тот пришел и спас его. Как раз Эрлиху были адресованы знаменитые стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья". Но есть и другие версии.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Деревенский паренек из рязанской губернии Сергей Есенин приехал в столичный Петербург в 1915 году. Поначалу он изумлял питерскую богему своими стихотворениями о коровах и собаках. Гиппиус, в литературный салон которой Есенин пришел в валенках, удивленно восклицала: "Ба, да на вас новые гетры". Он разносил по издательствам рукописи, завернутые в деревенский платок. Но именно в Петербурге Есенин сформировался как поэт, которого потом назовут "голосом России". Здесь же, спустя 10 лет, он погибнет. А его смерть останется одной из самых загадочных и трагических страниц истории русской литературы.
На месте "Англетера", серого и невзрачного здания, 13 лет назад был построен новый комплекс гостиницы "Астория". 5-й номер, где жил Сергей Есенин, располагался между нынешним вторым и третьим этажами. Уже на следующий день после того, что произошло здесь в ночь на 28 декабря 1925 года, газета "Красная звезда" опубликовала "До свиданья, друг мой, до свиданья" своеобразное есенинское "На смерть поэта", написанное им же самим и написанное, как известно, кровью.
Даже советский официальный печатный орган решился на эту публикацию без всяких сомнений и колебаний. Настолько неожиданным и шокирующим было это известие.
Номер "Англетера", в котором погиб Есенин, был заселен уже спустя несколько дней после смерти поэта. В комнате лишь наклеили новые обои. Администрация гостиницы тогда старалась лишний раз не напоминать о том, что здесь произошло.
Питерский филолог Виктор Кузнецов недавно опубликовал книгу, в которой утверждает, что в 5-м номере "Англетера" была лишь инсценировка самоубийства. Исходя из отрывочных, очень скупых архивных данных, Кузнецов выдвинул версию, по которой Есенин мог быть арестован сотрудниками ГПУ вечером 27 декабря. Причина - появившаяся информация о том, что Есенин будто бы хочет навсегда покинуть Россию.
Есенина не хотели убивать, его лишь допрашивали. Допрос проводился в одном из зданий ГПУ, расположенном рядом с "Англетером". Когда произошло невольное убийство поэта, сотрудники ГПУ доложили об этом Троцкому, который курировал это ведомство. Чтобы избежать возможных политических последствий, в ГПУ и была разработана версия самоубийства.
Версия Кузнецова - лишь одна из многих, и она далеко не безупречна. Слишком много бездоказательных фактов и предположений. Поэт Всеволод Рождественский, друг Сергея Есенина, был одним из тех, кто первым узнал о трагедии в "Англетере". По воспоминаниям его дочери, самоубийство Есенина тогда мало у кого вызывало сомнения, и особенно у тех, кто видел поэта за несколько дней до его гибели.
Наталья Рождественская говорит, что Есенин производил
впечатление человека обреченного.
Гибель Сергея Есенина.
В архивах пушкинского дома хранится листок со стихотворением, написанным Есениным кровью. Оно если не раскрывает тайну 5-го номера "Англетера", то, по крайней мере, лишний раз подтверждает слова Ахматовой о том, что поэтам надо бояться писать стихи - у них есть мистическое свойство сбываться.
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
Сергей Есенин. Не жалею не зову не плачу АлексейПокровский.
Сергей Безруков читает стихи Есенина.
Стихи Сергея Есенина от Сергея Безрукова.
Стихи Сергея Есенина от Сергея Безрукова.
Золотая осень...Памятник Сергею Есенину на Тверском бульваре (Москва).
Памятник Сергею Александровичу Есенину
на Тверском б-ре
в Москве.
Сергей Есенин. Последняя Поэма. Острова.
Телеканал Культура.
Journal information