1969ja (1969ja) wrote,
1969ja
1969ja

Categories:

Ференц Лист

http://neatnik2009.files.wordpress.com/2009/12/franz-liszt.jpg
 (Liszt) (22.10.1811, Доборьян, Венгрия - 31.7.1886, Байрёйт) - венгерский композитор, пианист и дирижер. Первым учителем Листа был отец - музыкант-любитель, служивший смотрителем овчарни у князя Эстергази. Уже 9 лет Лист начал выступать публично. Несколько венгерских магнатов, восхищенных талантом мальчика, решили оказать ему материальную поддержку. Отец оставил службу и вместе с семьей переехал в Вену. Здесь Лист полтора года обучался игре на фортепиано у Карла Черни и композиции у Антонио Сальери. Осенью 1823 года после триумфальных концертов на родине - в Пеште Лист переселился в Париж, где брал уроки по композиции у Ф. Паэра и А. Рейха. Выступая как пианист во многих городах Франции и Англии, Лист повсюду встречал восторженный прием. Не прошли незамеченными и его ранние творческие опыты - 12 этюдов для фортепиано, впоследствии переработанные в "Этюды трансцендентного исполнения", "Бравурное аллегро", "Бравурное рондо" и др., а также одноактная опера "Дон Санчо, или Замок любви" (пост. 1825, Париж). В 1827 году у Листа неожиданно умер отец. Совсем юным начал Лист самостоятельную жизнь, добывая средства к существованию выступлениями и уроками музыки. Горькое разочарование в буржуазном обществе, в собственной карьере, наконец, неудачная любовь привели Листа к глубокой апатии. С энтузиазмом встретил Лист июльскую революцию 1830 года; по меткому выражению матери, "пушки излечили его". В Париже Лист встречался с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, Бальзаком, Гейне, Делакруа, сблизился с Берлиозом, Паганини и Шопеном. Лист много путешествовал по Швейцарии и Италии. Годы странствий оказались весьма плодотворными: Лист много сочинял, преподавал (в т. ч. в только что открывшейся Женевской консерватории) и в то же время совершенствовал свою технику игры на фортепиано. Периодически Лист посещал Париж, где давал концерты, преимущественно из сочинений Бетховена и Шуберта. Новые впечатления породили обилие творческих замыслов: Лист создал ряд оригинальных сочинений в т. ч. "Альбом путешественника" (1835, серия музыкальных зарисовок, составивших впоследствии - в переработанном виде - фортепианный цикл "Годы странствий"). "Поэтические и религиозные гармонии" (1-я ред. 1834), фантазия-соната "По прочтении Данте" (1837; 2-я ред. 1849), "Большие этюды", (1848), "Три сонета Петрарки" (1-я ред.), "Пляска смерти" (1839-49) и др. Одновременно Лист работал над переложениями для фортепиано различных инструментальных и вокальных произведений (еще в Париже он переложил "Фантастическую симфонию" Берлиоза и каприсы Паганини). С 1838 года Лист непрерывно концертировал, объездил почти все европейские страны. Трижды побывал в России (1842, 1843, 1847) - в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и Елисаветграде (ныне Кировоград; здесь в сентябре 1847 года состоялся последний его концерт). Отказавшись от концертной деятельности, Лист принял приглашение на пост придворного дирижера в Веймаре. В веймарский период (1848-1861) Лист создал самые значительные произведения: сонату си минор, 2 фортепианных концерта (1849-1856, 1848-1861), "Три концертных этюда" для фортепиано, фортепианные концерты и др. В этот период он выступал и как публицист, отстаивая прогрессивные начинания в искусстве, разъясняя основные идеи исполняемых произведений и характер творчества их создателей ("Берлиоз и его симфония", "Роберт Шуман", "Орфей" Глюка", "Фиделио" Бетховена", "Эврианта" Вебера", статьи об операх Вагнера и др.); занимался с учениками из разных стран мира. Являясь главным дирижером Веймарского оперного театра, Лист поставил на сцене свыше 40 опер, 26 из них шли впервые в Веймаре. Лист сгруппировал вокруг себя кружок музыкантов и поэтов, из которого в 1854 году возник "Новый веймарский союз" (в противовес господствовавшей в Германии "лейпцигской школе").

Но чем шире развертывалась музыкально-просветительская деятельность Листа, тем сильнее становилось противодействие ей консервативно настроенных придворных кругов. Обстановка в Веймаре все более накалялась, и после скандала в связи с постановкой оперы Корнелиуса "Багдадский цирюльник" Лист был вынужден оставить театр, а осенью 1861 года покинул Веймар. В последующем жизнь Листа протекала то в Риме, в уединенном монастыре, то в Будапеште, то снова в Веймаре, где он занимался с учениками. Под влиянием пессимистических и религиозных настроений он принял сан аббата в 1865 году. В это время Лист продолжал творить (хотя и не столь интенсивно, как в веймарские годы), сочиняя преимущественно хоровые произведения духовного склада - оратории, мессы, псалмы, реквиемы. Но наиболее значительные из них были связаны с жизнью его родины; в них раскрываются образы Венгрии, звучат народные венгерские темы; таковы, например, оратория "Легенда о святой Елизавете" (1862), "Венгерская коронационная месса" (1867) и др. Из фортепианных произведений, изданных в эти годы, выделяются "Испанская рапсодия", этюды "Шум леса" и "Хоровод гномов" (1863), "Легенды" и другие произведения.

Много сил и времени отдал Лист строительству музыкальной культуры своей родины. Он содействовал учреждению Музыкальной академии в Будапеште и с 1875 года - с момента ее открытия - был ее первым президентом и профессором фортепианного класса; дирижировал симфоническими концертами, пропагандируя сочинения молодых тогда венгерских композиторов Ф. Эркеля, М. Мошоньи, К. Абраньи.

Лист имел огромный авторитет в музыкальных кругах Европы, который он использовал для утверждения передового искусства во всех странах. Композиторы молодых национальных школ - Бедржих Сметана, Эдвард Григ, Исаак Альбенис нашли у него многостороннюю поддержку. Тесные связи были у Листа и с русскими музыкантами. Еще во время своего первого посещения России Лист познакомился с Михаилом Глинкой и с тех пор стал неизменным поклонником его творчества. Он сделал транскрипцию "Марша Черномора", которую часто исполнял в концертах. Позднее, в Веймаре, он не раз дирижировал симфоническими произведениями Глинки (Лист назвал Глинку "патриархом-пророком музыки в России"). Лист знал также творчество Верстовского, Варламова, Алябьева (сделал транскрипцию "Соловья"), Серова и Даргомыжского. Но особенно близко сошелся он с кучкистами, самобытное творчество которых приводило его в восхищение. В этой "храброй русской музыкальной фаланге" (так называл Лист кучкистов) он видел "крупных мастеров, одаренных редкой жизненной энергией". Многие русские музыканты побывали у Листа. В 1850-е годы у него не раз гостили Антон Рубинштейн и Александр Серов. В 1876 году в Веймаре его посетил Кюи, в 1882 году - Бородин, оставивший интересные письма-воспоминания о Листе, в 1884 году - Глазунов. Осенью 1886 года Лист намеревался вновь посетить Россию, но летом того же года тяжело заболел и умер во время Вагнеровского фестиваля в Байрёйте.

Творческая деятельность Листа была на редкость многогранна. Смелый новатор, Лист обогатил музыку новыми идеями, новыми выразительными средствами. Он широко использовал программность как жанр, несущий в себе элементы демократизма, постоянно обращался к народному творчеству как к источнику жизненной силы искусства. Он настойчиво стремился познать характер народной жизни, быта своей родины, ее музыкального богатства. Многие мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской музыки, особенно национального стиля "вербункош", нашли широкое применение в творчестве Листа - в его симфонических поэмах, ораториях, фортепианных и вокальных произведениях. Они сказались не только в его обработках венгерских национальных мелодий и танцев (среди которых знаменитые "Венгерские рапсодии") и в произведениях, вдохновленных венгерским национально-освободительным движением (например, фортепианная пьеса "Погребальное шествие", посвященная памяти погибших в 1849 году венгерских революционеров, симфоническая поэма "Плач о героях" (1850-1854), посвященная памяти борцов за национальное освобождение, симфоническая поэма "Венгрия" (1854), с ее образом героического прошлого и др.), но и в таких его сочинениях, как симфонические поэмы "Битва гуннов" по картине В. Каульбаха (1857) и "Мазепа" по В. Гюго (1851), "Гранская месса" (1855) и др.

Ставя перед собой задачу "обновления музыки путем ее внутренней связи с поэзией" и "освобождения художественного содержания от схематизма", Лист пришел к созданию новой музыкальной формы - одночастной симфонической поэмы. Круг образов, воплощенных им в этой форме, чрезвычайно широк - от античного мифа об Орфее и бессмертных образов Шекспира и Гёте до образов современной Листу поэзии и живописи. Но среди этого тематического разнообразия отчетливо выступает главная тема творчества Лист - жизненный подвиг человека, его борьба за высокие гуманистические идеалы, его извечное стремление к свету, свободе и счастью. В своих произведениях Лист широко и разносторонне использовал средства мелодической выразительности и гармонической красочности, ввел "принцип монотематизма". Он совершил также коренной переворот в пианистической технике, ввел "симфоническую трактовку" фортепиано, основанную на полнозвучии и многокрасочности. Начиная с Листа, по меткому выражению Стасова, "для фортепиано стало возможно все". Творческие достижения Листа во многом послужили основой (для венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и пианистической). Они оказали также глубокое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.

Лист .Утешение.


Ференц Лист "Грёзы любви" Liebestraume А. БИСЕРОВ

Венгерская рапсодия





Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments